Что не так с налоговыми изменениями в Украине

26 мая, 12:53
Цей матеріал також доступний українською

Украинский бизнес теряет полки.

В первые два месяца войны законодатели внесли значительные изменения в налоговую систему. Это была реакция на экономический шок начала войны, попытка поддержать бизнес и перезапустить экономические процессы. Все ли решения были удачными, как они влияют на экономику и украинского производителя и что нужно изменить?

Видео дня

Во время войны не все подходы мирного времени остаются целесообразными. Например, фискальная дисциплина и соблюдение минимального дефицита бюджета, которые в мирное время критически важны для благосостояния и устойчивого развития страны, отходят на второй план или даже невозможны.

Свертывание экономики (спад ВВП оценивается в диапазоне 30−40%) и налоговых поступлений, с одновременным кратным ростом расходов на силы обороны заставляет отказываться от некритических расходов и финансировать огромный дефицит бюджета за счет заимствований, помощи союзников, и в худшем случае — эмиссии. Так, в апреле только 32% расходов общего фонда бюджета, или 52 млрд грн, были профинансированы за счет налоговых, таможенных и других регулярных поступлений. Фискальный разрыв в $3,9 млрд профинансировали за счет грантов и ссуд.

Рассмотрим ключевые налоговые изменения: введение возможности для всего бизнеса работать на упрощенной системе налогообложения с налогом в 2% от оборота (ранее — 3% для плательщиков НДС, 5% для неплательщиков, с годовым лимитом дохода 7,6 млн грн), и дальнейшее увольнение импорта «упрощенцев» от НДС, а также отмена ввозных пошлин.

Законодатели декларировали цель этих шагов — либерализацию, уменьшение административной нагрузки на бизнес, упрощение и ускорение импорта.

Однако такие изменения привели к ряду негативных (и взаимосвязанных) последствий:

1. Освобождение импорта от НДС и пошлин делает неконкурентными украинских производителей. Оставаясь на общей системе, они уплачивают НДС. А переход на упрощенную систему не приносит облегчения — 2% нужно уплатить на каждом звене производственной цепочки, поскольку здесь не применим налоговый кредит, то есть уменьшение налогового обязательства на суммы НДС, уплаченные поставщиками. Следовательно, 2% из оборота для производителей дают налоговую нагрузку зачастую больше, чем на общей системе. Добавьте также удорожание логистики, горючего, проблемы с рабочей силой и другие препятствия военного времени.

Как следствие, сохранившие или возобновившие производство украинские предприниматели теряют полки супермаркетов в пользу импортных продуктов.

2. Начисление налога с оборота на каждом этапе производственно-торговой цепочки особенно невыгодно для сложного бизнеса, нуждающегося в кооперации многих несвязанных между собой контрагентов.

Следствие — сокращение экономических цепочек, вертикальной интеграции в противоположность специализации, следовательно — спад производительности, упрощение экономики и уменьшение добавленной стоимости, которую эта экономика генерирует.

3. Администрирование, вопреки отдельным заявлениям и ожиданиям, не упростилось, поскольку теперь в стране существует две параллельные налоговые системы, основанные на косвенных, плохо совмещаемых налогах. Каждый предприниматель перед заключением договора должен выяснить, работает ли его контрагент на общей системе или на упрощенной.

Если конечный продавец (например, розничная сеть) продолжает оставаться на общей, он платит 20% НДС без возможности уменьшить его на налоговый кредит от поставщика, а также получает товары по цене, в которую включены 2% налога с оборота, часто — несколько раз по цепочке. Это заставляет постоянно принимать дополнительные управленческие решения, усложняет учет и ставит перед выбором переход на упрощенную систему.

И если сначала «двухпроцентная упрощенка» была привлекательна только для отдельных категорий бизнеса с малой долей входного НДС-кредита, например ресторанного бизнеса, то с освобождением импорта от НДС и пошлин ситуация изменилась. По крайней мере, несколько крупных розничных сетей уже перешли на упрощенку. Что поставило перед выбором тысячи их поставщиков — если конечный продавец (розничная сеть) на упрощенке, это означает, что именно его поставщики в общей системе заплатят 20% НДС, как последние в цепочке. Это приводит к ситуации, когда бизнесы создают отдельные юрлица для работы с НДС, и отдельные — «для 2%».

Следствие — усложненное администрирование налогов, усложненные бизнес-процессы и управление запасами.

4. В такой ситуации единственным инструментом защиты внутреннего производителя остаются списки «критического импорта». В начале войны ограничение импорта являлось инструментом валютного контроля, направленного на сохранение золотовалютных резервов и обеспечение устойчивости гривни. На сегодняшний день сложилась ситуация, когда представители отдельных отраслей вынуждены лоббировать исключения из перечня критического импорта товаров, которые выигрывают конкуренцию у украинских производителей.

Следствие длительного ведения громоздкого перечня с постоянным «микроменеджментом» на уровне отдельных товарных кодов — неэффективность и коррупционные риски.

5. Преференциальный режим для импорта способствует оттоку валюты из страны, что дополнительно оказывает давление на платежный баланс, а соответственно — обменный курс гривни.

6. Трагикомическим маркером нездоровой ситуации и шедевром схемной изобретательности являются случаи экспорта товаров украинскими плательщиками НДС для получения бюджетного возмещения и дальнейшего импорта обратно в Украину для реализации, что позволяет конкурировать с другим импортом.

7. И последний, критически важный аспект. В странах ЕС действует общая система НДС (Директива 2006/112/EC), которая делает невозможным евроинтеграцию страны с налогом с оборота. От налога с оборота рано или поздно придется отказываться в пользу НДС (в ЕС — от 17 до 27%, со льготными ставками для отдельных категорий от 5%).

Подытожим. Введенный льготный режим для импорта в сочетании с налогом с оборота вреден для внутренних производителей и для макростабильности. И как ни плохо менять правила игры дважды за короткий промежуток времени во время войны, но сохранение статус-кво может стать разрушительным для украинского бизнеса.

В первую очередь необходимо возобновить налогообложение импорта до довоенного уровня, даже не из соображений наполнения бюджета (такую дыру могут закрыть только внешние доноры), а ради внутреннего производителя. Нужно принять меры по сохранению системы НДС. Восстановить полноценную работу СЕА НДС (законопроект 7360 уже ожидает подписи Президента). Самый острый вопрос — как соблюсти баланс между предотвращением НДС-схем и минимизацией административной нагрузки и блокирования налоговых накладных.

При таких условиях «двухпроцентная упрощенка для всех» не будет каннибализировать систему НДС, лучше будет выполнять свою первоначальную цель, а в послевоенное время бизнес, не отвечающий обычным критериям «упрощенки», легче вернется в общую систему налогообложения. Для ресторанного, сервисного бизнеса с малой долей входящего НДС-кредита можно будет ввести льготные ставки НДС (от 5%). В полном соответствии с европейской практикой, предусматривающей детенизирующие льготные ставки для отраслей, которые сложно/неэффективно контролировать и для которых слишком обременительна общая ставка НДС.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X