Что изменит ситуацию на финансовом рынке

19 ноября 2018, 18:00

На этой неделе Верховная Рада в очередной раз запланировала рассмотрение законопроекта №2413а, известного как законопроект о сплите.

Законопроект предусматривает ликвидацию Нацкомфинуслуг и разделение его функций между Нацбанком и Нацкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

Ликвидация небанковского регулятора – Нацкомфинуслуг – настоящая революция на небанковском финансовом рынке. Логично, что у такого решения есть как сторонники, так и противники. И чем ближе к дате голосования, тем горячее становятся дискуссии. Но если отбросить в сторону эмоции и сосредоточиться исключительно на фактах, становится очевидно, что сплит Нацкомфинуслуг – единственно правильный выход в нынешней ситуации.

Видео дня

Мы попробуем проанализировать небанковский финансовый рынок (кроме фондового рынка) на основании данных финансовой отчетности за 2017 год. Новая статистика по итогам 2018 года появится только весной 2019 года.

  1. Неконтролируемый рост рынка.

По данным Нацкомфинуслуг, объем финансовых услуг, который был предоставлен финансовыми компаниями, другими небанковскими кредитными учреждениями и юридическими лицами публичного права, вырос в два раза и достиг почти 230 млрд. Показатели в отдельных сегментах еще более впечатляющие. Например, объем операций по обмену валют вырос почти в 72 раза (с 0,4 млрд грн до 30,2 млрд грн), предоставление средств взаймы - почти в 4 раза (с 5,8 млрд грн до 26,9 млрд грн), объем гарантий и поручительств, операций ФФС и ФОН - в 2 раза (с 2,0 млрд грн до 5,5 млрд грн и с 12,0 млрд грн до 25,0 млрд грн соответственно).

И это в ситуации, когда экономика выросла всего на 2,5% за год.

На страховом рынке объем валовых страховых премий в сегменте страхования жизни вырос за год на 6% - до 2,9 млрд, а в рисковом - на 25% до 40,5 млрд. При этом из 271 страховых компаний, показатели финансовой отчетности которых были опубликованы, – 50,7% валовых премий обеспечивали 15 СК. А на долю 30 компаний приходилось 74,3% премий.

Например, в секторе Non-Life TOP-15 обеспечили 56% валовый премий и 64% чистых выплат.

2. Низкое качество предоставляемой отчетности

Если вы клиент банка, вы можете ежемесячно получать информацию о его ключевых показателях и, соответственно, о его финансовом состоянии. Все ключевые данные Нацбанк ежемесячно публикует на своем сайте. Если вы хотите доверить свои деньги кредитному союзу или взять кредит в финкомпании, узнать информацию о компании может быть довольно проблематично.

Заподозрить неладное регулятор может только в том случае, если … компания вовремя не подаст отчетность. Как правило, за это время от компании может не остаться и следа.

Более того, показатели регуляторной отчетности Нацкомфинуслуг ежеквартально публикует в агрегированном виде - показатели в целом по рынку в разрезе сегментов (Non-Life и Life для страхования). В этом году Нацкомфинуслуг впервые начала публиковать некоторые показатели годовой финансовой отчетности в разрезе компаний. Даже такое урезанное раскрытие показателей вскрыло сразу несколько проблем. Во-первых, оказалось, что далеко не все компании готовы к публичности: лишь 575 финкомпаний из 677 (85%) обнародовали данные, 328 ломбардов из 415 (79%), 278 кредитных союза из 378 (74%).

А во-вторых, были вопросы и к качеству обнародованной информации: сравнивать показатели даже тех компаний, которые работают в одном сегменте, оказалось проблематично.

3. Непрозрачность структуры собственности.

Кто является собственником того или иного банка – уже ни для кого не секрет. Нацбанк не только выяснил, кому принадлежит каждое учреждение, но и знает источники происхождения средств и сможет ли собственник в случае необходимости поддержать финансовое учреждение.

Небанковский финансовый рынок о таком может только мечтать. Когда собственников больше 10 и доля каждого не превышает 10% - никому из них не нужно согласовывать с регулятором покупку своего участия в финучреждении, а значит можно избежать детального изучения. В этой ситуации говорить о высоком уровне ответственности таких собственников довольно проблематично.

По результатам финансовой отчетности за 2017 год 72 рисковые компании, то есть 30% участников рынка Non-Life, имеют показатель уровня страховых выплат менее 1%! При этом они привлекли 10,5 млрд грн премий, что составляет 25% от всего объема премий в рисковом сегменте. Хочется понять, чем занимаются эти компании? Для кого они работают? Чьи интересы защищают? При этом в 22 компаниях (около 10%) этот показатель превышает 60%.

4. Коллективная безответственность

Предыдущая проблема – непрозрачность структуры собственности – влечет за собой еще одну. Ее можно назвать коллективная безответственность. Если у компании нет конкретного собственника, к которому можно при необходимости предъявить какие-либо претензии, гарантировать качество предоставляемых услуг никто не может.

За последние годы с рынка ОСАГО ушло довольно много компаний. При этом некоторые из них ушли «по-английски», оставив потерпевших ни с чем. Выплачивать долги по ОСАГО таких страховщиков вынуждено Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ). В сегменте ОСАГО есть страховщики, которые строят свой бизнес по принципу пирамиды – выплата возмещений старым клиентам за счет премий от новых клиентов. Как только механизм дает сбой, пирамида рушится.

В остальных секторах небанковского финансового рынка «уход по-английски» тоже практикуется. Из недавних примеров можно вспомнить финкомпании, привлекавшие средства через банк «Михайловский». Чтобы вернуть деньги потерпевшим был принят отдельный закон. В результате за аферу заплатили налогоплательщики, то есть каждый из нас.

5. Недостаточная капитализация рынка

На протяжении последних двух лет Нацкомфинуслуг пытается провести «ревизию» качества активов и резервов страховых компаний. Во время активного роста фондового рынка страховщики формировали капитал за счет ценных бумаг, которые впоследствии были признаны «мусорными», вкладывали средства страховых резервов в корпоративные облигации эмитентов, которые обанкротились во время кризиса, а также размещали деньги на депозитах в банках под максимальные проценты без оценок риск-менеджмента. После того, как эти банки были выведены с рынка, компании фактически потеряли свои сбережения.

Оценить реальную ситуацию в компаниях может только регулятор. Однако, мы провели для сектора Non-Life условное сравнение размера активов, соответствующих требованиям статьи 31 закона Украины "О страховании", с объемом страховых резервов и требованиями к капиталу в размере 30 млн. грн. Результаты показали, что 85 компаний выполняют этот норматив. По нашей оценке, докапитализация нужна 54 классическим СК на сумму 1,038 млрд грн и 100 – неклассическим на сумму 2,4 млрд грн. Кто и за счет каких средств будет проводить докапитализацию – вопрос открытый.

На самом деле, можно много спорить, правильно ли сделал Нацбанк, когда вывел с рынка больше половины банковских учреждений, и почему в том или ином случае решение о признании банка неплатежеспособным было принято так поздно, что у банка не осталось никаких активов.

Но результатом такой массовой очистки стало оздоровление банковской системы: банки капитализированы и работают с прибылью, у них прозрачная структура собственности, понятная регулярная публичная отчетность, у всех учреждений есть бизнес-план, по которому они будут развиваться на протяжении ближайших трех-пяти лет. Более того, Нацбанк выстроил качественную структуру пруденциального надзора, главная задача которого – не допустить появления в будущем каких бы то ни было кризисных явлений в банках.

К сожалению, на небанковском финансовом рынке пока этого нет. Усилия Нацкомфинуслуг по внесению серьезных изменений на рынке не принесли результата. Более того, мы не видим интереса в принятии более совершенного страхового законодательства. За последние годы был провален важный для рынка законопроект Об ОСАГО, всячески затягивается принятие новой редакции закона О страховании, которая должна была заменить действующий – принятый в 1996 году. Например, новая редакция закона О страховании устанавливала новые правила игры на страховом рынке и приводила требования к участникам в соответствие с европейскими стандартами. А закон Об ОСАГО должен был защитить клиентов неплатежеспособных компаний и урегулировать механизм выплат за страховщиков-банкротов.

Часто можно услышать, что принятие законопроекта №2413а – это политическое решение. В нынешней ситуации взять под контроль и изменить ситуацию на небанковском финансовом рынке может только НБУ.

Текст написан при соавторстве Вячеслава Перепелицы, заместителя генерального директора Украинской федерации страхования.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X