Быстрая адаптация во время пандемии. Как меняться без потери эффективности

18 июля 2020, 12:45

Нас никто не предупреждал о коронавирусе, карантине и бесконечных изменениях 2020. Что делать теперь?

Вся жизнь — театр

Каждый раз, когда речь заходит об эффективной адаптации, мне приходит в голову наш детский театр-ИМПРО в КМДШ — театр мгновенной импровизации, где события формируют зрители, а юные актеры мастерски создают из них сюжет, не превращая процесс в хаос.

Видео дня

За легкостью действа на сцене всегда спрятана сложная подготовка и репетиции. Дети учатся креативно и быстро мыслить, владеть голосом, контролировать эмоции, строить сюжет с каждой, всегда случайной точки, выкручиваться из возможных ситуаций, формировать «готовые решения».

Чрезвычайно волнительно проигрывать сюжет на сцене, авторами которого являются случайные обстоятельства и зрители, а за успех спектакля отвечаешь ты.

Как показывает настоящее, все чаще мы проходим свои личностные и деловые линии строго в стиле ИМПРО — никакого тебе сюжета заранее, сформированных ожиданий, никакой возможности воспользоваться опытом успеха, перечитать книгу и понять замысел автора.

Состояние покоя — состояние проигрыша

Адаптивные механизмы устроены в нас природой. Прежде всего, наш мозг отдельно от нашего мышления пытается быть гибким в периоды резких изменений, реагировать быстро, приспосабливая силы организма. Но с нашим мышлением и психологией история немного другая.

Основной диссонанс в том, что в случае изменений мы приспосабливаем свои действия, но не адаптируем цели.

Другой путь — самим создавать такие изменения. На примерах успешных кейсов можно заметить, что своей цели достигают те предприниматели, которые активно участвуют в подготовке и проведении трансформаций. А именно: в развитии новых продуктов или технологий, целых рынков и отраслей, формировании привычек и поведения потребителей, правилах ведения игры, стандартов бизнеса и т. п. Основная цель — не адаптироваться самим, а заставить других адаптироваться.

Пандемия — тест на соответствие потребностям и времени

На примере последних событий с COVID-19 мы видим, как мгновенно мир требует изменений. Можно бесконечно скучать по тому, как было хорошо до, а можно видеть ситуацию, как шанс сформировать новый подход к текущему измерению эффективности (бизнес-успеха, социального успеха), и построить новые мерила.

С ограничениями и карантином некоторые виды бизнеса полностью прекратили свою деятельность, как, например, туристическая отрасль, авиаперевозки, массовые события, развлекательная индустрия и т. п. Зато ярко расширило свой потенциал индивидуально-сфокусированное предложение: доставка непосредственно клиенту домой товаров и услуг, онлайн-обучение, виртуальные путешествия и концерты.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Время на изменения — 48 часов

На примере школы время на адаптацию измерялось часами — мы даже знаем их точное количество — 48. Ровно два дня было у учителей и администраций школ нашей сети, чтобы все уроки, проекты, форматы, активности перешли в онлайн-пространство и стали доступными нашим детям в их домах. Оставаться эффективными в своей деятельности без трансформации вообще возможности не было.

Мы задолго до карантина приняли решение соответствовать современным потребностям и охватить дистанционным обучением школьников, создав соответствующие ресурсы и платформы. Искали формат, тщательно исследовали спрос и потребности, оценивали все «за» и «против». Но мировой карантин, который стал «черным лебедем», в одностороннем порядке все ускорил.

В государственном образовании изменения обычно происходят очень медленно, из-за устаревшей формы управления, централизации, утверждения учебных программ, плохого технического обеспечения, поэтому вынужденный карантин превратился в дополнительные каникулы для детей продолжительностью 2,5 месяца.

В частном же секторе образования удалось быстро переформатироваться и дать шанс детям качественно продолжить обучение. Креативные команды учителей, технические ресурсы, наличие учебных платформ, электронные журналы, навыки детей учиться через гаджеты, оперативная коммуникация с родителями позволили мгновенно адаптироваться и появиться школе в онлайн-пространстве.

Что дальше?

Все зависит от стратегии, которая будет избрана: продолжить строить привычную модель школы и ожидать, что ничего подобного, как мировой карантин, больше никогда не случится, или сделать правильные выводы и быть готовыми ко всем возможным сценариям, и на опережение готовить гибкий формат обучения школьников, сдачи экзаменов и т. п.

Стать проводником перемен или адаптироваться по дороге?

Еще в прошлом веке военные в своих стратегиях ввели характеристику современного мира как VUCA — неустойчивый, неопределенный, сложный и непредсказуемый. Теперь этот термин активно используют все футурологи. За последние 50 лет опереться на опыт уже невозможно, ежедневно приспосабливаешься к реалиям, а для этого нужны новые знания и навыки.

Держим фокус

1. Живые системы, которые учились проходить через адаптацию, потрясения, становятся только крепче и стабильнее.

2. Если команда умеет внимательно наблюдать, оперативно получать обратную связь от потребителей, партнеров, реагировать и взаимодействовать с миром, то кризисные ситуации помогают компании ориентироваться и отвечать современным потребностям.

3. Изменения надо принять, а не смириться с ними. Самое важное в моделировании — не забыть откорректировать конечную цель, а не сначала сделать много хаотических шагов, которые могут привести к неожиданному результату.

4. Чем дольше мы не воспринимаем новую реальность, тем больше нарастает вал проблем и последствий.

5. Выбор, как всегда, в двух плоскостях: либо ты «водитель» своей жизни, бизнеса, истории, или «пассажир» и принимаешь выбранный маршрут и условия, но никак не влияешь на ситуацию.

Показать ещё новости
Радіо NV
X