Что делать заемщикам во время военного положения

10 декабря 2018, 19:00
1279
Цей матеріал також доступний українською

Последние несколько месяцев приносят только дурные вести для заемщиков, имеющих неоплаченные кредиты. Законодательство обновляется прокредиторскими нормами, которые облегчают процедуры взыскания и расширяют круг прав кредиторов.

Ярким примером является Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно возобновления кредитования и Кодекс по вопросам банкротства, который после его подписания и вступления в силу отменит мораторий на выселение валютных заемщиков из единственного жилья.

В свете последних событий после объявления военного положения бизнес ситуация в стране глобально ухудшилась. Упадок экономики и торможение экономического развития негативно скажется на каждой семье и это, в свою очередь, приведет к ухудшению платежеспособности и невозможности платить кредиты вовремя и в полном объеме.

Учитывая это, было бы вполне логично при наступлении таких обстоятельств идти на уступки заемщикам и вводить льготные условия по выполнению кредитных обязательств. Это было бы честно и справедливо, однако, к сожалению, на практике все совершенно иначе. Давайте наконец определимся повлияет ли объявление военного положения на выполнение кредитных обязательств.

Напомним, что 26 ноября 2018 Верховная Рада Украины в соответствии с пунктом 31 части первой статьи 85 Конституции Украины, статьи 5 Закона Украины "О правовом режиме военного положения", большинством голосов утвердила указ Президента Украины о введении военного положения в следующих областях Украины: Винницкой, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Черниговской, Донецкой, Запорожской, Херсонской областях и внутренних водах Украины Азово-Керченской акватории на 30 суток.

Указ Президента:

Закон Украины Об утверждении Указа Президента Украины "О введении военного положения в Украине".

За последнюю неделю в сети интернет написано очень много о военном положении. Военное положение – это особый правовой режим, вводимый в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию, военным администрациям и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы, отпора вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности, устранения угрозы опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.

На период действия правового режима военного положения могут ограничиваться (читаем "не гарантируются") конституционные права и свободы человека и гражданина, предусмотренные статьями 30-34, 38, 39, 41-44, 53 Конституции Украины, а также вводиться временные ограничения прав и законных интересов юридических лиц в пределах и объеме, которые необходимы для обеспечения возможности внедрения и осуществления мер правового режима военного положения, предусмотренных частью первой статьи 8 Закона Украины О правовом режиме военного положения.

То есть, в пределах и объемах, необходимых для предотвращения угрозы, отпора вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности, устранения угрозы опасности, могут быть ограничены предусмотренные Конституцией гарантии и права, в частности, относительно:

  • неприкосновенности жилища;
  • свободы мысли и слова, права на свободное выражение своих взглядов и убеждений;
  • тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции;
  • свободы передвижения, свободного выбор места жительства, права свободно оставлять территорию Украины;
  • собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, походы и демонстрации;
  • права принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, права владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности.

Итак, военное положение – это особый правовой режим, который вводится с целью защиты национальной безопасности. При этом одного факта объявления военного положения совершенно недостаточно для того, чтобы это какой-то степени повлияло на взаимоотношения между кредитором и заемщиком. Для того, что бы это имело какие-то юридические последствия – военное положение должно быть признано форс-мажорными обстоятельствами, а в договоре между заемщиком и кредитором должно быть указано, что именно такие форс мажорные обстоятельства являются основанием освобождении сторон от ответственности.

Рассмотрим понятие форс-мажора более детально.

Определение понятия форс-мажорных обстоятельств дает Закон Украины О торгово-промышленных палатах в Украине. Так, форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы (Force Majeure)) – это чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, делающие объективно невозможным исполнение обязательств, предусмотренных условиями договора (контракта, соглашения и т.п.), обязанностей по законодательным и другими нормативным актам.

К таким обстоятельствам относятся: угроза войны, вооруженного конфликта или серьезная угроза такого конфликта, включая но не ограничиваясь враждебными атаками, блокадами, военным эмбарго, действиями иностранного врага, общей военной мобилизацией, военными действиями, объявленной и необъявленной войной, действиями общественного врага, возмущениями, актами терроризма, диверсиями, пиратством, беспорядками и т.п., а также вызванные исключительными погодными условиями и стихийными бедствиями, а именно: эпидемия, сильный шторм, циклон, ураган, торнадо, ураган, наводнение, нагромождение снега, гололед, град, замерзание моря, проливов, портов, перевалов, землетрясение, молния, пожар, засуха, проседание и оползень, другие стихийные бедствия и т.п..

Вышеупомянутый перечень обстоятельств не является исчерпывающим.

В большинстве случаев сам по себе факт наступления форс-мажорных обстоятельств не является основанием для безответственного невыполнения обязательств по договору.

В подтверждение наступления форс-мажорных обстоятельств необходимо обращаться за соответствующим Сертификатом в Торгово-промышленную палату (ТПП). Этот Сертификат (в определенных договорах, законодательных и нормативных актах упоминается также как вывод, справка, подтверждение) о форс-мажорных обстоятельствах (обстоятельства непреодолимой силы) – это документ установленной ТПП Украины формы, выданный ТПП Украины или региональной торгово-промышленной палатой в соответствии с действующим законодательством, условиями договора (контракта, соглашения и т.д.) и утвержденным Регламентом.

Лишь в отдельных договорах, где прямо указано, что объявление военного положения само по себе автоматически признается достаточным обстоятельством, освобождающим стороны договора от ответственности, получение Сертификата ТПП не требуется.

Итак, для того, что бы объявление Военного состояния "позволило" заемщикам не выполнять условия кредитного договора (или выполнять их частично с нарушением первоначальных условий) необходимо, чтобы ТПП признала это форс-мажорными обстоятельствами и выдала соответствующий сертификат. Также необходимо, чтобы в кредитном договоре и сопутствующих договорах (ипотеки, поручительства) между заемщиком (поручителем) и банком (кредитором) было отмечено, что обстоятельства форс-мажора (и какие именно) являются условиями освобождения от ответственности. Эти положения могут быть закреплены как в отдельном разделе договора (может называться "форс-мажор", "условия освобождения от ответственности" и т.д.), так и в так называемых "других условиях" договора.

Подсознательно у людей понятие военного положения ассоциируется с непреодолимыми силами, неуправляемыми ситуациями и обстоятельствами, которые находятся вне воли сторон. На практике это понятие нормативно является закрепленным и требует соблюдения ряда процедур и регламентов с детальным изучением и анализом условий договоров. И в контексте этого обратимся к гражданскому законодательству.

По нормам ст. 629 Гражданско-процессуального кодекса Украины договор является обязательным для исполнения сторонами.

При этом, лицо, нарушившее обязательство, освобождается от ответственности за нарушение обязательства, если докажет, что это нарушение произошло вследствие случая или непреодолимой силы.

То есть законодатель устанавливает два основных основания освобождения лица, нарушившего обязательства, от ответственности. Такими обстоятельствами являются случай и непреодолимая сила. Доказывание наличия либо непреодолимой силы возлагается на лицо, нарушившее обязательство. Именно оно должна подавать соответствующие доказательства в случае возникновения спора.

Гражданский кодекс определяет, что изменение или расторжение договора допускается только по соглашению сторон, если иное не установлено договором или законом. Аналогичное положение закреплено и в Хозяйственном кодексе.

Стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с обстоятельствами, которые существенно изменились, или относительно его расторжения, договор может быть расторгнут, а по основаниям, установленным частью четвертой настоящей статьи, – изменен по решению суда по требованию заинтересованной стороны при наличии определенных законом условий.

То есть, условиями договора стороны могут предусмотреть, что военное положение является обстоятельством, освобождающим от ответственности за невозможность выполнения обязательств. Подтверждение такого факта должно быть согласовано сторонами и как следствие, условия договора могут быть изменены (например, увеличен срок выполнения обязательств). Но опять же, возвращаемся к выписанным в договоре условиям.

Конечно, анализ условий договора и положений действующего законодательства безопаснее поручить юристам. Однако, при заключении договоров на будущее стоит сразу указывать что именно освобождает стороны от ответственности при невыполнении условий договора в силу обстоятельств непреодолимой силы. Это поможет избежать длительных процедур доказательства очевидных вещей.

Поскольку Военное положение, независимо от того насколько оно введено и на каких территориях, отнюдь не будет способствовать соблюдению кредитной дисциплины, даже у самых добросовестных заемщиков.

Читайте новый номер журнала НВ

Подписывайтесь на журнал НВ и читайте свежий номер прямо сейчас. Все подписчики также получают доступ к архивным выпускам журнала. Стоимость подписки на три месяца всего 59 гривен.

Подписаться и читать журнал