Коротко и ясно: По образцу Вены. Какими могут стать основные украинские вокзалы, переданные в концессию
Понедельник, 24 мая. Ежедневный мониторинг главных новостей о бизнесе и экономике в Украине.

- Передача центрального железнодорожного вокзала Киева частным операторам по концессионному соглашению, может помочь привлечь $100 млн инвестиций, сказал Владислав Криклий в интервью Kyiv Post перед тем, как уйти на прошлой неделе с поста министра инфраструктуры. Перечисляя станции — кандидаты для концессии — Киев, Харьков, Днепр, Николаев, Винница, Хмельницкий и Чоп — Криклий сказал, что его модель изменений — это новый Главный вокзал Вены. Wien Hauptbahnhof с торговым центром площадью 20 тыс. квадратных метров под железнодорожными путями, иногда привлекает больше людей, чтобы делать покупки и поужинать, чем путешествовать.
- Правительство надеется увеличить иностранные инвестиции с $420 млн в прошлом году до $3 млрд в этом и до $15 млрд к 2025 году, согласно Национальной экономической стратегии до 2030 года, опубликованной на прошлой неделе на сайте правительства. К другим целям на 2030 год относятся: удвоить экономические показатели; утроить экспорт до $150 млрд; почти трехкратный рост производительности труда; вдвое сократить долю государства в банковской системе; снизить отношение долга к ВВП до 30−40%; и увеличить долю малого и среднего бизнеса в экспорте до 40%.
- Минэкономики понизило прогноз роста ВВП на 2021 год с 4,6% до 4,1%, сообщил Интерфакс-Украина Игорь Петрашко после ухода с поста министра экономики в четверг. Точно так же новый прогноз роста на 2022 год теперь составляет 3,8% по сравнению с 4,3%. Хотя в первом квартале этого года экономика сократилась на 2%, он сказал: «С апреля мы наблюдаем положительные тенденции, в частности, с точки зрения промышленного производства и роста ВВП».
- Закрытие 2/3 украинских банков с 2014 года затронуло 7,7 миллионов украинцев — примерно треть взрослого населения, заявил в пятницу на пресс-конференции в Укринформе председатель Международной лиги защиты прав граждан Эдуард Багиров. Банковский кризис породил недоверие к банкам, которое сегодня заметно. Вместо того, чтобы класть деньги на банковские счета, украинцы предпочитают вкладывать деньги в кирпичи и раствор — новые квартиры.
- Укрзализныця выявила 182 непрофильные актива для продажи, поскольку государственная железная дорога ищет способы превратить прошлогодний убыток в прибыль в размере около $130 млн в этом году. В пятницу пресс-служба УЗ сообщила, что для проверки рыночного интереса и цен через Prozorro будет продано 11 объектов недвижимости: шесть магазинов, четыре «нежилых» здания и один спортивный клуб. «Исторически у Укрзализныци много помещений и построек, которые больше не используются компанией, — сказал Иван Юрик, председатель правления компании, в которой работают 250 тыс. украинцев. — Вместо этого мы вынуждены тратить деньги на их содержание. Таким образом, вместо прибыли, они приводят к дополнительным расходам».
- Предшественник Юрика, Владимир Жмак, был уволен в марте за 38%-ную скидку на трехлетнюю аренду 9 тыс. грузовых вагонов для принадлежащей Ринату Ахметову компании Metinvest Shipping, сообщает Kyiv Post. Жмак и Метинвест свою версию не представили. Президент Зеленский заявил в четверг, что тарифы на железнодорожные перевозки вырастут до международного уровня. Цена на железную руду, которая является основной статьей экспорта Метинвеста, за последний год выросла вдвое.
- Mott MacDonald, лондонская инженерно-консалтинговая фирма, проинспектирует все семь плотин гидроэлектростанций Днепровского каскада, чтобы проверить безопасность шлюзов и плотин советских времен и жизнеспособность многолетнего плана реабилитации Укргидроэнерго стоимостью $120 млн. Об этом сообщает пресс-служба государственной гидроэнергетической компании. Mott MacDonald считается родоначальником гидротехнического консалтинга, компания работала на египетской Асуанской плотине.

- Импорт автомобилей вырос на 9% до 125 800 в первом квартале по сравнению с январем-мартом прошлого года, сообщает ассоциация автомобильной промышленности «Укравтопром». В долларовом выражении импорт легковых, грузовых автомобилей и автобусов вырос почти на 18% до $1,17 млрд.
- Львовский горсовет одобрил строительство канатной дороги от мемориала Небесной сотни и губернаторских валов до парка Высокий замок. Совет надеется привлечь частного инвестора, который потратит около $15 млн на строительство канатной дороги и туристических объектов в парках на обоих её концах. УкрДизайнГруп подготовили видео для этого проекта.
- ЕС представит свои Covid-паспорта 1 июля, сообщает Liga.net. Помимо данных о вакцинации, эти «Цифровые зеленые сертификаты» могут содержать данные об иммунитете в результате перенесенного заболевания или отрицательный результат ПЦР. Подробности можно найти на веб-сайте ЕС.
- В четверг канадский суд постановил, что ракетный удар Ирана в январе 2020 года по пассажирскому самолету МАУ был «преднамеренным» и «террористическим актом». Судья Верховного суда Онтарио Эдвард Белобаба постановил: «С учетом баланса вероятностей… ракетный удар по рейсу 752 был преднамеренным». Он добавил: «Истцы установили, что удар ответчиками по рейсу 752 было террористическим актом и представляет собой «террористическую деятельность». Среди 167 пассажиров на борту находились 63 канадца. В ответ Саид Хатибзаде, официальный представитель министерства иностранных дел Ирана, заявил в пятницу: «Канадский суд принципиально не компетентен выносить решения об этом авиационном происшествии или возможной небрежности в инциденте, который произошел за пределами территории и юрисдикции Канады».
Кадровые перестановки:
- Евгений Кузькин назначен исполняющим обязанности главы Укравтодора, сообщает правительственный портал со ссылкой на решение Кабинета Министров. Последний год Кузькин был первым заместителем председателя дорожного агентства Украины. В качестве главы дорожного агентства Кузькин будет отвечать за выполнение большей части «Большого строительства», программы, которая считается самым успешным проектом за двухлетнее президентство Зеленского, согласно новому опросу группы Рейтинг. В четверг Рада назначила Александра Кубракова, бывшего руководителя агентства, министром инфраструктуры.
- Президент Зеленский назначил Тимофея Милованова, президента Киевской школы экономики, членом наблюдательного совета Укроборонпрома. В течение первых шести месяцев президентства Зеленского Милованов занимал пост министра экономики. Осенью прошлого года он вернулся к госуправлению в качестве советника президента по экономическим вопросам.
- Директор дивизиона «Трейдинг» НАК «Нафтогаз Украины» и генеральный директор ООО «Газопоставляющая компания «Нафтогаз Трейдинг» Виллем Коппульс решил завершить работу в компании, сообщает государственная нефтегазовая компания. Исполнительный директор группы Нафтогаз Отто Ватерлендер будет исполнять обязанности главы Торгового подразделения. Исполняющим обязанности генерального директора газоснабжающей компании «Нафтогаз Трейдинг» назначена Ирина Журавлева, начальник департамента операционной деятельности «Нафтогаза».
От редактора
«Северный поток-2», скорее всего, будет закончен. Те, кто принимает желаемое за действительное, говорят, что геополитический баланс не изменится, если Кремлю больше не понадобится большой трубопровод, идущий через Украину в ЕС. В ответ скептики говорят: как только газ пойдет по «Северному потоку-2», Кремль, возможно, больше не будет чувствовать себя обязанным играть с Украиной в «Славного парня».
В первую неделю августа 2008 года я был в Тбилиси, когда разразилась война между Грузией и Россией. В условиях тумана войны большинство из нас — иностранцы и грузины — не понимали тактики России. Сегодня мы знаем, что ключевыми элементами были трубопроводы.
5 августа 2008 г., когда вспыхнули предвоенные столкновения, загадочный пожар уничтожил нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан в Рефахие, на востоке Турции, в 750 км от зоны боевых действий. Только шесть лет спустя Bloomberg смог опубликовать статью, в которой возложил ответственность за пожар на российскую кибератаку.
Через две недели после окончания войны, Марк Тревелян из Reuters отправился в грузинское село в 25 км от границы с Азербайджаном. В отчете, поданном 29 августа 2008 года, он писал, что местные пастухи показали ему 42 воронки от бомб на удаленном участке нефтепровода, идущего из Баку к Черному морю. Некоторые упали в пределах 15 метров от трубы мощностью 150 тыс. баррелей в день. Российские летчики четко показали: «Посмотрите, что мы можем сделать».
Семь лет спустя, в июле 2015 года, российские солдаты, определявшие фактическую границу Грузии и Южной Осетии, переместили забор на 1 км к югу, недалеко от села Орчосани, Грузия. Это дало России контроль над коротким отрезком трубопровода Баку-Черное море. Для Кремля трубопроводы — это часть искусства войны. С уважением, Джим Брук.
Коротко и ясно — ежедневный мониторинг деловых новостей. Публикуется в партнерстве с Ukrainian Business News (UBN). Републикация полной версии текста запрещена.