Что происходит с Госбюджетом Украины: итоги и прогнозы

17 февраля, 12:24
Цей матеріал також доступний українською

Согласно официальным сообщениям, в прошлом году Государственный бюджет был перевыполнен на около 30 млрд грн. Считать ли этот результат победой, вы можете прочесть в предыдущей колонке.

Если коротко, «перемога» произошла из-за того, что реальные показатели экономики значительно отличались от запланированных. В любом случае, стоит обратить внимание на несколько важных вещей в 2021 году, которые вызывают беспокойство в связи с их системностью.

Видео дня

Прежде всего, это оценка ВВП, основного макроэкономического показателя, от которого рассчитывается потенциальная доходная часть Госбюджета (ГБ). Несмотря на результат первичной оценки ВВП в Законе «О госбюджете 2021», который равнялся 4,5 трлн грн, фактический размер ВВП в 2021 году составил около 5,2 трлн. Подобное резкое изменение показателя на 115% говорит либо о проблемах в планировании государственными органами, либо скорее о его сознательном занижении правительством с целью «легкого» выполнения ДБ.

Во-вторых, это индекс цен производителей (ИЦП), ключевой фактор для фискальных органов. При прогнозируемых 8,7% и планируемых 7% по итогам года он составил почти 41%. За счет значительного повышения цен выросли отчисления в бюджет налогов и сборов (НДС, рента и т. д.) налогоплательщиками, в первую очередь, корпоративного сектора, что, в свою очередь, позволило фискальным органам продемонстрировать лучший результат. Стоит отметить, что при столь высоком ИЦП налоговая «смогла» собрать «только» на 24% больше, чем в 2020 году. Это значит, что в прошлом году налоговая на 16% не исчерпала свой потенциал, и мы можем говорить о потенциальной упущенной выгоде бюджета.

В-третьих, это рост экспорта товаров и услуг, что прямо повлияло на сбор налога на прибыль предприятий. При планируемых $60 млрд по факту экспорт составил около $80,3 млрд — на треть больше (33,4%). Он произошел за счет роста спроса на продукцию металлургической отрасли на мировых рынках.

В-четвертых, это рост импорта, что существенно повлияло на показатель сбора НДС с импортных товаров (администрирует таможня). При планируемых $70 млрд по факту импорт составил $83 млрд — больше на 17%.

Также не будем забывать и о цене на газ. При планируемом $185 фактическая среднегодовая цена составила $550.

Вместе все это положительно сказалось на «производительности» фискальных органов, поскольку увеличение цен и других макроэкономических показателей увеличило налогооблагаемую базу.

Аналогичный подход, или трюк, повторился и в Законе «О Государственном бюджете на 2022 год». По расчетам Нацбанка номинальный ВВП в 2022 году составит 6,2 трлн. Однако Кабмин заложил в Госбюджет-2022 более скромный показатель — 5,4 трлн грн. Объемы импорта, по мнению КМУ, составят $78,9 млрд, а НБУ — $98,1 млрд. Следовательно, правительство снова занизило оценку макроэкономических показателей и дальше будет победно отчитываться о «перевыполненных» планах, искусственно занизив план расходов на все важные для страны расходы.

Вместе с тем стоит обратить внимание на несколько сфер, поступления от которых в 2021 году, мягко говоря, были далеки от идеальных.

Во-первых, это спиртовая отрасль, ситуация в которой продолжает оставаться критической. При «жалком» плане 185 млн грн собрали 136 млн грн (73,6%). Это почти в два раза меньше, чем в 2020 году.

Во-вторых, это табачная отрасль. При плане 56,7 млрд грн собрали 51,3 млрд грн (90,4%). Это тоже меньше, чем в предыдущем году (97,9%). В многочисленных отчетах международных табачных компаний говорится о значительном увеличении тенизации рынка, что указывает на длительную негативную тенденцию. В январе 2022 г. план поступления акциза по табаку также не был выполнен, поэтому уже сейчас нужно начать работу, в частности, по очистке рынка от недобросовестных участников.

И в-третьих — это янтарь. Когда принимали законодательство о легализации добычи янтаря, Минфин оценивал, что в 2021 году поступления от этой отрасли составят 369,2 млн грн. По факту поступило 5,6 млн грн, то есть «позорных» 1,5%. Надо разбираться, в чем проблема: в законе или в администраторах, ведь создается впечатление, будто янтарной отрасли в Украине не существует вообще.

Давайте перейдем к основным вызовам выполнения ГБ в 2022 году. По моему мнению, это инфляция (1), стагфляция (2), девальвация (3) и внешний долг (4).

1. Планируемая инфляция на 2022 год составляет 7,2%. Является ли такая оценка реалистичной? Скорее всего, нет. Было бы хорошо, если бы инфляция по результатам года не превысила 15%. Учитывая тот уровень ИЦП, который был зафиксирован в 2021 году, рано или поздно значительное удорожание ресурсов отразится на себестоимости продукции, а значит, этот «инфляционный навес» упадет на плечи обычных потребителей. Этого не произошло раньше, ведь цены на энергоносители регуляторно сдерживаются. Уже сейчас в своем свежем макропрогнозе Минэкономики предполагает, что в среднесрочной перспективе цены на энергоносители для населения возрастут на 20%.

2. В свою очередь, чтобы «сбить» инфляцию, НБУ начал проводить более жесткую монетарную политику. Так, недавно учетная ставка была установлена на уровне 10%, и планируется дальнейшее ее повышение. Хотя еще год назад она составляла 6,5%. Кроме того, Нацбанк внутрибанковскими методами стал забирать ликвидную гривну у банков. В начале февраля он увеличил норматив резервов на 2%, что забрало у банковской системы около 30 млрд грн. Подобные шаги финансового регулятора привели к тому, что планируемый рост ВВП в 2022 г. уже сейчас пришлось пересмотреть и снизить с 3,8% до 3%. Таким образом, стагнация экономики наряду с инфляцией остаются одними из самых больших вызовов в этом году.

3. В 2022 году на курс гривни будет влиять несколько факторов, главный из которых — геополитическая ситуация. Это уже привело к оттоку иностранных инвестиций в виде выхода из суверенных бондов на 11 млрд грн. Правда, с первым этапом курсовых «качелей» Нацбанк сумел справиться, стабилизировав гривну на отметке около 28 грн. Следующий фактор — упомянутая инфляция, усиленная соответствующими мировыми процессами (например, в декабре 2021 г. инфляция в ЕС составила около 6% — рекорд). Также одна из причин девальвации — мягкая монетарная политика в предыдущем году. Если с 2014 по 2019 г. денежная масса выросла на 86 млрд грн, то с июля 2019 г. до конца 2021 г. — на 234 млрд грн. Конечно, такое количество эмитированных средств влияет как на инфляционные, так и девальвационные процессы.

Значительным сдерживающим фактором от девальвационных процессов является благоприятная мировая конъюнктура цен на наши экспортные позиции. Валютная выручка — постоянная, находится на высоком уровне. Также наблюдается рекордный уровень экспорта ІТ-услуг — $6,8 млрд. Зафиксированы рекордные переводы заробитчан в Украину — $15 млрд. В 2022 году ожидается еще больше — $16,5 млрд переводов. Не следует забывать и о золотовалютных резервах Нацбанка: этот ресурс позволяет реагировать на ситуацию и рыночными методами поддерживать курс гривни в планируемом коридоре.

4. 2022 год — комфортен для государства с точки зрения обслуживания госдолга. Он меньше, чем в предыдущие годы (в 2021 г. — 593 млрд грн, в 2022 г. — 456 млрд грн). Правда, риски финансирования бюджетного дефицита остаются, поскольку на сегодняшний день коммерческие рынки заимствований для Украины закрыты, а внутренний рынок ОВГЗ находится на спаде.

Чтобы избежать различных негативных сценариев в 2022 году, Украине не нужно изобретать велосипед, а продолжать реформы и сотрудничество с МВФ и правительствами других стран, в первую очередь G-7. Подобные программы — маяк стабильности в шторме неопределенности, в который попало наше государство в конце 2021 — начале 2022 года.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X