Семь ключевых трендов мировой авиации. Что актуально для Украины?

7 июня 2021, 11:00

Несмотря на постоянные современные вызовы, с которыми сталкиваются авиакомпании, авиаотрасль продолжит адаптироваться и находить инновационные решения в области технологий, сохранения окружающей среды и безопасности.

После тотальной остановки авиасообщения в 2020 году перевозки постепенно восстанавливаются и становятся все более доступными и желанными благодаря взаимосвязанному мировому сообществу и туристическому сектору в сочетании с высокими показателями безопасности. По оценкам, в авиации занято 65,5 миллиона работников во всем мире, причем 10,8 миллиона из этих рабочих мест являются косвенными поставщиками в авиационную промышленность, такими, как производители деталей и компонентов. В 2019 году авиакомпании во всем мире перевезли более 4,5 млрд пассажиров, получив общий доход $550 млрд.

Видео дня

И если до Covid ІАТА прогнозировала увеличение пассажиропотока в два раза до 2037 года, то новые прогнозы скорректировали эту дату на 2040-й. Что касается Украины — у нас традиционно крупная авиаотрасль, где только в производстве и сервисе задействовано около 50 000 работников, по данным профсоюза «Укрпрофавиа». И даже несмотря на сокращение после начала пандемии, отрасль остается существенной в формировании отечественного ВВП. Поэтому, как и весь мир, Украине нужно быть готовой преодолеть ключевые вызовы будущих лет.

Американская инжиниринговая компания NTS изложила ключевые тренды мировой авиации, некоторые из них актуальны и для Украины:

1. Обслуживание нишевых рынков

Как и любая другая отрасль с широким спектром услуг, авиация должна адаптировать свою обычную бизнес-модель, дабы удовлетворить переменчивые потребности потребителей. Стратегическая диверсификация традиционной бизнес-модели позволит авиакомпаниям удовлетворять пассажиров и логистов, зарабатывать на международной торговле и обслуживать потенциальные нишевые рынки:

  • лоукост-перевозки (рынок не новый, но в будущем выйдет за рамки ближних дистанций и перейдет в средние и длинные трансконтинентальные перелеты),
  • «премиум-эконом» (больше комфорта за меньшие деньги, чем в классическом премиум-классе, это модель разумного потребления и ответственного отношения пассажира к собственной жизни и окружающему миру),
  • грузовые перевозки (мировая торговля приводит к увеличению спроса на грузы в авиации — прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Доходы домохозяйств и населения в этих регионах растут, как и производственный сектор экономики. Однако усиленные геополитические трения и ограничения торговли между странами могут помешать рост авиационных грузов, несмотря на экономическую готовность к их расширению. Пока правительства поддерживают общую инфраструктуру между странами в условиях «постковида», перевозки грузов могут быть главной тенденцией авиации ближайших лет).

2. Топливная эффективность и защита окружающей среды

Влияние авиационной промышленности на окружающую среду и здоровье людей было под микроскопом в течение последних нескольких десятилетий. Авиакомпании в значительной мере рассматривалась как существенный вклад в глобальные выбросы углерода, несмотря на то, что они составляют лишь 2% от общего количества в мире.

В ответ на глобальные приоритеты по минимизации выбросов СО2 IATA и отдельные ведущие авиакомпании, аэропорты и различные объединения предприятий трудятся над разработкой широкой экологической политики, улучшающей экологическую эффективность и устойчивость авиакомпаний на глобальном уровне.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Украина взяла на себя обязательства уменьшить выбросы СО2, и поэтому уже присоединилась к мониторинговому проекту CORSIA — Системе компенсации и сокращения выбросов СОO для международной авиации. IATA помогает разрабатывать стандартную политику, касающуюся воздействия, помогая авиакомпаниям в улучшении экологических показателей и обучая авиакомпании в том, как они могут уменьшить выбросы CO2. Организация поставила перед собой амбициозные цели, отражающие их приоритетную направленность на экологическую устойчивость. Одной из ключевых целей IATA является уменьшение чистого выброса СО2 на 50% к 2050 году по сравнению с уровнем 2005 года. Отдельные производители поставили еще большую цель — ноль выбросов к 2050 году. Этому будут способствовать некоторые инновационные решения, которые использует отрасль для достижения такой цели:

  • Биотопливо. Это не просто тенденция. Это реальность для нескольких авиакомпаний, которые сейчас выполняют регулярные маршруты. Биотопливо добавляется к существующему топливу реактивных двигателей, ограничивая количество новых выбросов CO2, выбрасываемых в окружающую среду. Alaska Airlines, Air Canada, KLM и Qantas используют отработанное масло в качестве биотоплива на регулярных маршрутах.

  • Энергоэффективные двигатели. Многие авиакомпании инвестируют в новые авиационные двигатели, обладающие высокой топливной эффективностью. Модернизируя свой флот, авиакомпании могут значительно уменьшить количество реактивного топлива, уменьшая тем самым уровень выбросов.

  • Компенсация углерода. Авиакомпании просят своих клиентов помочь поддержать отрасль в ее миссии по уменьшению влияния на окружающую среду, путем сотрудничества с экологическими организациями. Некоторые перспективные авиакомпании сейчас предлагают своим клиентам возможность делать пожертвования в фонды восстановления лесов или охрану дикой природы.

3. Увеличение количества рабочих мест

По результатам опроса IATA, проведенного международными специалистами по персоналу в авиационной отрасли, 75% респондентов надеются, что в ближайшие несколько лет увеличится количество рабочих мест в наземных операциях с самолетами и обслуживании клиентов в аэропортах. При этом количество пилотов также возрастет, несмотря на просадку и массовые увольнения в течение карантинного 2020 года. «Расставаться с пилотами нужно крайне осторожно, ведь это базовый персонал для любого перевозчика», — говорят директора авиакомпаний.

Основные причины роста спроса на специалистов:

  • увеличение объемов авиаремонта и сервиса самолетов,

  • смена поколений (постепенная отставка «бэби-бумеров» — специалистов, рожденных до 1965 года),

  • увеличение потребности в пилотах.

4. Внедрение биометрии

Ни один другой аспект авиации не нуждается в большей потребности в новых технологиях, чем безопасность аэропорта и пассажиров. Однако проблема всегда заключалась в том, каким образом аэропорты начнут эффективно обрабатывать данные путешественников, не нарушая стандартов безопасности? Сфера биометрии может помочь авиационной отрасли достичь и того и другого.

Биометрия — это технология, применяемая для наблюдения и идентификации, связанная с вычислениями и измерениями тела. С помощью этой технологии служба безопасности аэропорта может быстрее и точнее определять и идентифицировать пассажиров, помогает сократить время ожидания, уменьшить очереди. Некоторые расчеты и измерения, которые учитывает биометрия, включают:

  • соответствие отпечатков пальцев,

  • сканирование сетчатки,

  • распознавание лица.

Также новый тренд — автоматизированный контроль здоровья человека (измерение температуры, экспресс-тестирование на вирусы) с занесением данных в единую базу, что позволит всем странам лучше отслеживать «миграции» вирусов.

5. Интеллектуальные кабины пилотов

Подключение к кабине самолета помогает наземным операторам знать состояние различных жизненно важных показателей, позволяя им принимать решения в режиме реального времени и повышать эффективность. По сути связь с кабиной пилота и возможность связи самолета с членами наземного экипажа имеют важное значение по двум причинам:

  • Дабы избежать срывов плана полета. Решение о задержании времени полета или отмене рейсов полностью принимаются на основе нескольких факторов, включая и то, какое техническое обслуживание понадобится самолету при посадке и сколько нужно будет заправить. Если наземные операторы имеют доступ к данным кабины о полете и другим показателям, это позволяет всей команде реагировать и минимизировать влияние задержек рейсов или отмены.

  • Смягчение последствий отмены рейсов. Когда один рейс задерживается, отменяется или перенаправляется, он каскадируется вниз по линии к следующим рейсам, которые затем подвержены задержкам и отменам. Подключение к кабине пилотов смягчает эту цепную реакцию и позволяет членам экипажа составить скорректированный план.

Несмотря на то что создание инфраструктуры, необходимой для успешного подключения к кабине пилотов, является существенной инвестицией, ведущие авиакомпании применяют эту технологию, поскольку видят экономическую окупаемость, которую она дает от удовлетворения клиентов и управления ресурсами. Решения, принятые через подключение в кабину пилотов, могут в конечном итоге сэкономить авиационной промышленности примерно $15 млрд ежегодно, не говоря уже об уменьшении выбросов CO2 на 21,3 миллиона тонн ежегодно к 2035 году.

6. Авиационная безопасность и разумное обслуживание

Техобслуживание — это значительные накладные расходы в авиаперевозках. По данным Boeing, авиалинии ежегодно тратят на обслуживание самолетов $40 млрд. Обслуживание самолетов предусматривает комплексные и систематические проверки, обслуживание, ремонт, замену, установку компонентов, модернизацию и пр. Техническое обслуживание самолетов (MRO) учитывает прямые расходы, такие, как рабочая сила и материалы, необходимые для ремонта, и косвенные расходы, такие, как потери авиакомпаний за задержки и отмены вследствие незапланированного технического обслуживания. Все это сказывается на удовлетворенности клиентов, стоящей авиакомпаниям миллиардов ежегодно.

Чтобы сдерживать все виды расходов, отрасль уже практикует «умное» техническое обслуживание, которое помогает упорядочить рабочие места авиационных инженеров и техников. Они диагностируют проблемы быстрее и назначают правильный путь технического обслуживания, одновременно улучшая общее время выполнения и эффективность.

Основные тенденции МRO:

  • Наружный осмотр самолетов с помощью беспилотников.

  • Онлайн-отслеживания внешнего состояния самолета. Практика применения google glasses в авиакомпании Japan airlines.

  • Предиктивное техническое обслуживание с технологией «цифровые близнецы»: это виртуальные копии, показывающие инженерам состояние агрегатов вживую на самолете, пребывающем в воздухе, что позволяет авиакомпании прогнозировать любые моменты, которые нужно будет устранить на земле.

7. Авиационные стандарты и испытания

Несомненно, безопасность является приоритетом номер один для авиакомпаний и производителей самолетов. Чтобы сделать авиацию как можно более безопасной, потребители и отраслевые эксперты должны задать трудные вопросы о том, как улучшить безопасность самолетов с помощью передовых технологий испытаний для повышения стандартов в отрасли.

Единственный способ сделать это — улучшить испытания летательных аппаратов и впоследствии внедрить усовершенствованные стандарты, исходящие из суровых испытаний.

К 2023 году рынок аэрокосмических испытаний достигнет примерно $5,4 млрд. Вот некоторые тенденции в области авиационных испытаний:

  • Создание новых материалов. В свое время самолеты производились почти полностью из алюминия и алюминиевых сплавов. Сегодня балом правят композиты, как в конструкции планера, так и в двигателестроении. Украинские ПАО «Мотор Сич» и ГП «Ивченко Прогресс» совместно с профильным аэрокосмическим университетом могут предложить интересные разработки, которые понадобятся в ближайшее время. Рынок аэрокосмических испытаний должен постоянно совершенствовать возможности тестирования материалов, дабы обеспечить безопасность, прочность и эксплуатационные характеристики воздушного судна.

  • Соблюдение нормативных и сертификационных стандартов. В мире приняты строгие правила авиационной безопасности и сертификации, которых должны придерживаться авиакомпании. Различные регулирующие органы собирают и регистрируют данные о безопасности и эффективности использования современных инструментов. Сбор этих данных позволяет регуляторным органам и органам сертификации выявлять существующие риски и прогнозировать будущие риски с целью предотвращения несчастных случаев. Авиакомпании должны продолжать сотрудничать с экспертами по аэрокосмическим исследованиям ради обновления практики испытаний с учетом последних стандартов безопасности.

Партнерство с аэрокосмическими экспертами никогда не было более важным для авиационной отрасли, чем сегодня. Это касается превенции авиационных событий. Украина оказалась в эпицентре крупных авиакатастроф, произошедших на нашей территории с начала войны, а также из-за последних инцидентов — сбивание самолета МАУ над Тегераном и гибель курсантов на Ан-26 под Харьковом.

Выводы

Учитывая чрезвычайный «постковидний» период, повлиявший на авиацию и все связанные отрасли, главные прогнозы скорректировались. Однако окно возможностей всегда появляется во время кризиса, и отраслевые предприятия и организации спешат адаптироваться. Благодаря специалистам авиационной отрасли уже сегодня можно понять, каким будет спрос на те или иные услуги и продукцию, а также что произойдет с персоналом и каковы глобальные тренды.

Украинский авиационный мир, сосредоточенный сегодня на восстановлении заброшенной инфраструктуры и переформатировании действующих авиакомпаний, может зацепиться за шанс стать частью глобального рынка сервиса и обслуживания самолетов, а еще существенно нарастить транзитный потенциал.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X