Жизнь после пандемии: Кто будет создавать образ новой реальности?

8 июля 2020, 18:00

После выхода из пандемии мир изменится. Сказать каким он будет сложно. Сегодня есть только два неоспоримых факта: экономический спад, главным ресурсом на какое-то время станет ресурс организационный.

Под организационным ресурсом мы понимаем способность обозначить новые цели, задать вектор экономического движения, сформировать идею, обеспечить ее реализацию.

Еще недавно вопрос производства стоял так: «Что производим и каким способом»? Ответ включал в себя весь набор требуемых параметров: ситуацию на рынке, технологические возможности, складские и логистические моменты и т. д. В кризисной ситуации вопрос формулируется иначе: «Что и зачем мы производим?»

Видео дня

Вот в этом пресловутом «зачем» и кроется главное. Нынешний кризис — это неуверенность в спросе, неуверенность в ситуации на рынке, но уверенность в том, что «стало хуже и будет хуже». Тот, кто сможет сказать «зачем», сформулирует ответы и на другие вопросы.

Новый образ реальности

Экономический кризис — это запрос на приемлемый образ новой реальности. Если общество убедят, что будет тотальный дефицит пищевых продуктов, то львиную долю экономических ресурсов бросят именно сюда. Убедят, что будет тотальная угроза личной безопасности — ресурсы направят на создание средств защиты. И вот здесь появляются два важных вопроса: кто будет создавать образ нового настоящего и, будет ли он соответствовать реальности.

Насколько бы не просела экономика — остается человеческий ресурс, сохраняются финансовые возможности, остаются человеческие потребности.

Безусловно, первоочередной вопрос — кто станет «автором» новой реальности. Большая часть общества всегда (а в кризис особенно) склонна занимать выжидательную позицию. «Зачем нам думать? С нами тот, кто все за нас решит», — пел Высоцкий. Есть и та пассионарная часть общества (всегда крайне малая статистически, но чуть ли не наиболее заметная), которая воспринимает кризис как время возможностей.

Так кто же будет формировать образ новой реальности?

Возвращаемся к ресурсу, который становится ключевым — организационному. Чтобы сформулировать новые цели в условиях кризиса, потребуются опыт и профессионализм в сфере принятия решений, высокий уровень коммуникаций и лидерские качества.

Опыт и профессионализм. Эти два фактора всегда снижают риск просчетов и ошибок (но никогда не устраняют его полностью) в процессе принятия всех решений на всех этапах.

Высокий уровень коммуникаций. Этот фактор давно стал не столько конкурентным преимуществом, сколько «минимальным требованием» для любого проекта. Идеи и цели требуют, чтобы их эффективно донесли до максимально широкой аудитории. Можно придумать абсолютно прорывную идею, лишенную изъянов, но если не подать ее правильно инвесторам, партнерам, обществу, то она так и останется всего лишь идеей.

Лидерство. Это фактор двойной: с одной стороны, человеку (или группе лиц) необходимо убедить других принять свою идею (чему снова способствуют опыт и профессионализм), а, с другой стороны, нужно иметь в себе силы реализовать идею в дальнейшем, не дав процессу свернуть с курса.

Может показаться, что мы упустили из виду главное — саму идею. Но как раз дефицита идей нет и не может быть для тех, кто опирается на организационный ресурс.

Кризис, как мы уже говорили, действительно является временем возможностей. Насколько бы не просела экономика — остается человеческий ресурс (в кризис предложение стремительно возрастает), сохраняются финансовые возможности (деньги не сгорели и не были ликвидированы), остаются человеческие потребности (которые безграничны). Но, ни один из этих ресурсов не сработает без организационного.

Кризис — время возможностей

Вот ситуация, которая знакома каждому. Час пик. Дорога. Набитая до отказа маршрутка. Ребенок, который ютится на задней площадке. В таком переполненном мире, как «ребенок среди взрослых», находится экономика Украины. При размеренной езде по ровной дороге у этого ребенка нет шансов потеснить взрослых и протиснуться вперед. Но, кризис начинает трясти маршрутку, заставляет сбросить скорость и притормозить. В этой ситуации у «ребенка» появляется шанс изменить ситуацию и занять более удобное, выгодное место.

Кризис создает возможности. И для Украины в мире, и для отдельных игроков внутри Украины. Финансовый ресурс уступает место организационному. Новаторские идеи становятся востребованными. Иными словами, организационный ресурс позволяет конкурировать с несопоставимо более мощными по финансам игроками.

Если мы не хотим приспосабливаться к тому, что нам навяжут «авторы новой реальности», мы должны сформулировать цели и задачи внутри страны. Безусловно, всегда есть часть общества, которая предпочитает страдать, жаловаться, но принимать предложенную реальность. Я их не осуждаю, но к их числу не отношусь.

Я начал заниматься предпринимательством в двадцать лет. Нынешняя эпидемия катком прошлась и по части моих бизнесов. Да, ущерб не столь велик как в сферах общепита, кинематографии или туризма. Сегодня я сталкиваюсь с ситуацией, когда иностранные инвесторы с крупным капиталом (по украинским меркам — так и вовсе с огромным) готовы инвестировать в наш рынок. Я сейчас говорю о вполне конкретных проектах, для запуска которых все финансовые ресурсы уже имеются.

Кризис неизбежен. Да, будет непросто. Создавать и запускать новое всегда сложнее, чем поддерживать существующее. Но, в тоже время, это серьезный толчок для развития, для движения вперед. Я убежден, что Украина обладает уникальным человеческим потенциалом. И я убежден, что правильное использование организационного ресурса позволит нам не только пройти этот кризисный путь, но и занять свое место в мировом устройстве.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X