Пострадать могут все: одна история борьбы с черным пиаром
С черным пиаром нужно бороться, даже если это стоит много времени и больших денег
Рынок черного пиара сегодня очень уверенно набирает обороты. Я почувствовал это на себе. Уверен, что эта история будет полезной, поскольку пострадать от таких уловок сегодня может почти каждый. Любой бизнес можно уничтожить с помощью интернета и клеветы.
500 материалов в один день
С 1995 года я занимаюсь предпринимательством. Сначала бизнес у меня был в России - рекламный холдинг, потом недвижимость и строительство. Но так случилось, что я лишился своего бизнеса – его просто отобрали власти.
Тогда я решил уехать в США. Здесь открыл новый - с нуля построил большую иммиграционную компанию. За 9 лет работы у нас уже 40 филиалов, 2 500 клиентов и хорошие темпы развития. Казалось бы, все прекрасно. Но в один день все изменилось и на 500 сайтах опубликовали статью, о том, что якобы меня арестовало ФБР, что я мошенник и аферист, а поэтому связываться со мной не надо. Эти сайты, чтобы вызвать больше доверия, выдавали себя за известные в разных странах СМИ, подделывали логотипы. Понятно, что все это клевета, но такая массивная пиар-атака дала свои результаты. Люди склонны верить тому, что написано в интернете, поэтому в бизнесе произошел спад.
Хочешь снять – плати деньги
Я начал писать на эти сайты, просить все удалить. Конечно же, подтвердил свою правоту справкой о несудимости, копиями лицензий, видеоотзывами клиентов. Даже фотографии своего офиса и коллектива прикрепил. Но, как и стоило ожидать, сайты готовы были удалить информацию только за деньги – от 1 000 до 20 000 долларов за публикацию. Гарантий никаких не давали. Я понял, что это не решение проблемы.
Я начал переписку с Яндексом и Гуглом. Все мои аргументы о законе о «праве на забвение», моя справку о несудимости были отвергнуты. Мне отказали и посоветовали обратиться в суд. Я советом воспользовался и началась эпопея.
Как снять иммунитет с поисковиков
Я запустил судебный процесс в США против Гугла и Яндекса. Это было два процесса, никак не связанных между собой. В Америке, к сожалению, закон по удалению личных данных из интернета очень плохо работает. Здесь есть злополучный закон о связи, 230-й пункт которого говорит о том, что поисковая система не несет ответственности за то, что размещено на сайтах. Но мы с адвокатами нашли «лазейку»: с поисковых систем снимается иммунитет в двух случаях: когда есть преступление (например, предлагают детскую порнографию) или когда нарушаются авторские права. Авторские права у меня не нарушались, потому что Юрий Моша – это не торговая марка, а вот что касается преступления, то мы начали доказывать, что был факт вымогательства.

Будем удалять все бесконечно
И это был прецедент. Моя история была первой в своем роде. Суд принял иски к рассмотрению. Причем, к Гуглу приняли в суде штата, а к Яндексу - перенесли в федеральный суд, потому что это нидерландская компания.
Гугл решил не терять деньги на судах. Поисковик удалил на тот момент всю негативную информацию обо мне. Я подписал бумагу, что в таком случае не буду больше подавать в суд на них. Но это был мой просчет. Я не ожидал, что сайты-«помойки» заново все опубликуют. Гугл написал мне письмо, что они будут удалять все бесконечно. Но я решил, что так дело не пойдет, и с ним у нас еще продолжается битва. Теперь мы судимся от имени компании.
Все суды мира
Сложно было найти адвокатов на такие иски – даже топовые боялись судиться, поскольку Гугл всегда выигрывает дела. Для меня вопрос был принципиальный. Я понимал, что это стоит больших денег. Кстати, я уже потратил на суды не менее 50 тысяч долларов. Но небезуспешно. С Яндексом я судился также на территории России. И там суд все-таки вынес решение, что фраза «Юрий Моша - мошенник» недостоверная. Оно вступило в силу с конца апреля и Яндекс отреагировал – начал удалять сайты, но и тут оказался подвох. Удаляли только в российском сегменте. Чтобы удалить во всех странах, нужно обращаться в местные суды. Кстати, у Гугла такая же позиция.
Яндекс сейчас боится проиграть суд в Америке. Мы ожидаем решения уже почти год. Они уже заявили, что готовы на «мировую». Мол, закрываем суд в Америке, а в России мы уже все удалили. Я согласился, но при условии, если они удалят по всему миру. Надеюсь, «мировая» состоится.
Самое обидное в этой истории то, что поисковики с самого начала не проверили факты, мои аргументы. Да, они могли попросить еще доказательства. Но процедура проверки информации должна существовать. А сайты-мошенники должны попадать в черные списки поисковиков. В таком случае не было бы этих длительных судебных разбирательств. Ну а в сложившейся ситуации я для себя решил, что обязательно доведу эти дела до конца. С «черным пиаром» нужно бороться, даже если это стоит много времени и больших денег.