Роботизация бизнес-процессов: мифы и реальность

0 комментировать
Как работает RPA на самом деле и что дает бизнесу в действительности

В Украине сейчас много шумихи вокруг вопроса роботизации бизнес-процессов. Эта "прорывная" технология – robotic process automation (RPA) – пришла к нам от лидирующих мировых компаний.

Скептики скажут, что это просто ребрендинг темы 20-летней давности – написание макросов, скриптов и других инструментов автоматизации. Оптимисты, напротив, заявят, что роботизация изменит наше отношение к работе навсегда. Но, как и все модное, она обрастает мифами и домыслами. А реальность, скорее всего, где-то посередине.

Так что же такое роботизированная автоматизация процессов? Понятие RPA очень далеко от идеи "физического" робота. Это не металлический гуманоид с оцифрованным голосом, а технология, которая позволяет настраивать взаимодействие между разными IT-системами для выполнения рутинных офисных задач.

Программа роботизации запускает на компьютере приложения, имитируя действия человека в различных IT-системах. Например, разбирает электронную почту, вносит данные в системы учета, проводит сверки между отчетами, заполняет электронные формы и отчитывается о выполненной работе. То есть, процесс работает от имени виртуального пользователя – офисного робота, бота. Бот выполняет часто повторяемые задачи в несколько раз быстрее человека, без ошибок и отклонений от стандартной процедуры.

Поэтому уже сегодня заметны конкурентные преимущества, которые роботизация дает бизнесу. Во-первых, это радикальное повышение эффективности и снижение затрат в условиях постоянного "давления" на маржинальность. Во-вторых, сохраняется контроль над ситуацией в постоянно меняющейся бизнес-среде; И третье – позволяет сфокусировать квалифицированных, а значит "дорогих", кадров на решении самых важных и ценных задач.

Но для эффективности нужен квалифицированный сотрудник, который продумает последовательность шагов для бота и настроит оптимальный процесс. Нужен человек, который объяснит программе, что с чем сравнивать, что считать ошибкой, кого и как информировать об отклонениях в стандартном ходе процесса.

Какие процессы подходят для роботизации? Нужно изучить количество рутинных задач и частоту их повторения в компании. Чем больше сотрудников в течение дня пишут шаблонные письма, вводят типовые проводки, сверяют цифры в разных IТ-системах компании, тем больше потенциала для внедрения роботизации.

Начните с поиска процессов, где масштаб и скорость могут принести максимальную ценность от их автоматизации. Бизнес-пользователи и специалисты по оптимизации, которые понимают логику процесса, могут сформулировать требования для настройки ботов. Заказчиком и "владельцем продукта" выступает представитель бизнеса, а IT-специалисты поддерживают внедрение.

Программный робот не привязан к какой-либо функции в организации. Это "универсальный" сотрудник, который может выполнять монотонные задачи из разных отделов круглые сутки. Например, утром он разбирает банковскую выписку или проверяет и обновляет данные сотрудников. Днем участвует в обслуживании клиентов и сверяет взаиморасчеты, формирует отчеты о продажах или следит за обработкой заказов. Вечером проверяет документы о поставках, а ночью формирует отчеты, закрывает период, рассчитывает зарплату и т.д.

По опыту EY, роботизацию успешно применяют и в финансовых учреждениях, и в коммерции, на производстве и в государственном секторе. Любая отрасль, в которой много клиентов, продуктов, операций, регуляторных требований и ограничений, – хороший кандидат для активного внедрения роботизации.

Внедрение RPA проходит быстрее, по сравнению со сроками "обычных" проектов автоматизации, поскольку не требует внесения изменений в текущие IT-системы компании. Ведь сотрудник для выполнения ежедневных задач не изменяет IT-системы, а взаимодействует с ними. Так же будет делать программный робот.

Первые результаты можно получить уже через несколько недель. Технология "невмешательства" позволяет снизить риски проектов автоматизации и преодолеть такие ограничения, как длинные циклы внедрения, сложности с интеграцией, отвлечение большого количества человеческих и финансовых ресурсов.

Статистика EY по выполненным проектам роботизации это подтверждает:

Рост популярности роботизации сопровождается естественными страхом, что скоро роботы оставят нас без работы. Действительно, современные технологии разрушают стереотипы развития привычных отраслей и подходы к организации труда.

Означает ли внедрение роботизации полное замещение людей? Скорее, происходит изменение ролей в организации. Ведь для управления роботизированными процессами требуются квалифицированные сотрудники, которые смогут настроить оптимальную работу бизнес-процесса, создадут правила и научат робота им следовать.

Возможно, будущее в эффективном взаимодействии людей и программ? Мы сегодня говорим "робот", а наши дети завтра скажут "коллега".

Лекции Нового Времени возвращаются!

Мы собрали известных экономистов и бизнесменов, влиятельных историков и мыслителей, и задали им один вопрос: «Что ждёт страну?»

Посмотреть расписание
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: