Экономика Черной пятницы. Что стоит за акцией и достанутся ли украинцам скидки

24 ноября 2021, 11:27

Почему в этот раз не стоит ждать больших скидок на телевизоры, холодильники и другую технику.

Период «черной пятницы» — один из самых долгожданных для покупателей по всему миру, в том числе, и в Украине. Из года в год потребители всё активнее включаются в «гонки за скидками». Прошлый сезон побил все рекорды по продажам, даже не смотря на непростой 2020 год. Так, согласно исследованиям GfK, в Украине продажи бытовой техники и электроники превысили сезон 2019 на 28%: украинцы приобрели почти миллион единиц товаров в этой категории на более чем шесть миллиардов гривен. В АЛЛО продажи Черной пятницы превышают новогодний период уже третий год подряд. Правда ли, что это самый прибыльный период для ритейлеров?

Видео дня

Behind the scenes

Недавнее исследование Gradus Research показало, что 93% украинцев уже знают о самой большой распродаже осени, и 44% планируют делать покупки в эти дни. А теперь представьте, что все эти 44% потребителей пришли к вам в один момент. Хватает ли у вас продавцов? Есть ли товар на складе? Выдержит ли сайт скачок трафика? У онлайн и офлайн ритейла есть десятки важных вопросов, о которых нужно позаботится до старта распродаж.

Чтобы облегчить нагрузку на торговые точки, софт, процесс поставок и т. д. такие мировые игроки как Amazon, Target, Best Buy и другие мега-ритейлеры начали растягивать скидки на период от недели до месяца. Таким образом, у клиента появляется больше времени, чтобы обдумать и совершить покупку, а для продавца это — эффективный способ снять пиковый стресс с пятницы и избежать задержек в доставках. Украинские ритейлеры тоже идут таким путем.

У нас «черная пятница» длится неделю, и чтобы она прошла идеально, задолго до старта мы начинаем активно совершенствовать все процессы, и в частности — прокачиваем сайт. Очевидно, что в период скидок прирост трафика резко увеличивается: в прошлом году он был на 31% выше в сравнении с 2019-м, а именно в пятницу 27-го ноября на маркетплейс allo.ua зашли рекордные 900 тысяч посетителей. В этом году мы ожидаем миллион в сутки.

Глобальный кризис микрочипов вносит серьёзные коррективы в ассортимент по скидкам

Чтобы обеспечить стабильность работы сайта, при этом не потратить на программное обеспечение и инфраструктуру все деньги мира, компании внедряют гибкую приоритизацию IT-ресурсов. Что это такое? Поскольку резкая нагрузка на сайте растёт лишь на 10−15 дней в году, строить статическую систему под максимальную нагрузку — не оптимально и дорого, ведь в оставшееся время система будет попросту простаивать. Поэтому разрабатывается автоматическое масштабирование системы (auto scaling) под нагрузку: при увеличении нагрузки на сайте (посетители, просмотры, заказы) — система в автоматическом режиме запрашивает дополнительные ресурсы у «облака» для устойчивости сайта и обеспечения должной производительности, и возвращает их обратно в облако, когда нагрузка уменьшается. Для пользователя эта система незаметна, в чем и её основное преимущество: сайт не виснет, карточки товара подгружаются корректно, а оплата проходит бесшовно. Но и этого недостаточно.

Число онлайн-заявок в e-commerce во время «черной пятницы» растёт кардинально — у нас их примерно в 4−5 раза больше, чем в обычные выходные. Поэтому кроме сайта, большая нагрузка приходится на склад, колл-центр, логистику и т. д. — это требует инвестиций не только в программные процессы, но и предполагает значительное расширение штата. На период чёрной пятницы мы обычно усиливаем и переводим в режим 24/7 техническую поддержку, а также вдвое увеличиваем количество работников склада за счет ночной смены. Нагрузка на контакт-центр возрастает втрое, поэтому в этом году мы увеличили штат на 15% и разработали график с максимальным присутствием команды. Так мы можем быть уверены, что все заказы будут обработаны как можно быстрее. К слову, многие наши партнёры в логистике также усиливают команду перед пиковым сезоном. Так, например, Новая Почта в прошлом году наняла до 2,5 тыс. сотрудников накануне «черной пятницы».

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

В отличии от онлайна, в физической рознице обычный ажиотаж вряд ли случится в этом году из-за карантинных ограничений. Тем не менее, здесь мы тоже планируем усиление и выводим все команды продавцов в максимальном составе.

Как влияют скидки и увеличенный оборот на маржинальность?

Сила ритейлера — как офлайн, так и онлайн — определяется его способностью принимать трафик и продавать в пиковые нагрузки. Поэтому период «черной пятницы» можно назвать неким стресс-тестом, экстремальной тренировкой для ритейлеров перед сезоном новогодних праздников. Тренировкой, которая требует огромных вложений.

Нужно инвестировать в маркетинг, улучшение софта, найм новых сотрудников, при этом сохранить бизнес эффективным, учитывая низкую маржинальность товаров со скидками. Одна из причин — отложенный спрос. Весь месяц клиенты ждут суперакции и покупают мало. В конце месяца случается пик, но из-за больших скидок маржинальность товара падает, даже несмотря на большой объем продаж. Многие крупные ритейлеры, такие как Apple, Primark или Selfridges, не поддерживают культуру «черной пятницы» и ведут свою «промополитику». Для нас «чёрная пятница» — история в первую очередь об укреплении отношений с лояльными клиентами и возможности привлечения новых за счёт выгодных предложений и положительного опыта покупки.

В чем особенность «черной пятницы» в 2021?

В этом году тренды в покупках украинцев не изменятся кардинально. Обычно во время больших скидок потребители покупают дорогие товары — смартфоны, телевизоры, бытовую технику. При этом они ориентируются не на процент скидки, а на её размер в денежном эквиваленте — клиенты будут выбирать товары с максимальной скидкой в гривнах. Поэтому, ожидаемо, будут расти продажи категорий с высокой стоимостью. Но что точно изменится — этих товаров хватит не всем.

Глобальный кризис микрочипов вносит серьёзные коррективы в ассортимент по скидкам. В этом году «черная пятница» пройдёт в условиях мирового дефицита смартфонов, телевизоров, ноутбуков и других товаров, которые пользуются большим спросом. У ритейлеров электроники в Украине сейчас рекордно низкая оборачиваемость товара из-за недопоставок: у нас — в два раза ниже обычного года. И несмотря на раннюю закупку, во многом решение ситуации зависит от вендорских поставок в страну: часто Украина не является приоритетным рынком для поставщиков, из-за чего товары поставляются с огромными задержками.

Потребителям нужно быть готовыми к тому, что среди товаров «черной пятницы» будет критически мало электроники, многие модели могут остаться без скидок или быстро перейдут в фазу out of stock. Поэтому заказать желанный телевизор или ноутбук лучше уже сейчас. В то же время, как и обычно, будет много скидок в категориях одежды, косметики и парфюмерии и многих других, имеющих высокую маржинальность, поэтому скидки на них могут достигать 80%.

Показать ещё новости
Радіо NV
X