Hard skills — Soft skills: чему и как важно обучаться

14 февраля 2021, 14:00

Если поискать материалы по теме hard и soft skills, то чаще наткнетесь на статьи о сравнении или противостоянии гибких и жестких навыков. И меньше — о том, как гармонично их развивать в связке.

Как же взращивать в себе hard и soft skills одновременно и добиться карьерных успехов?

В исследовании Гарвардского университета говорится, что самый большой рост занятости и зарплат в последнее время наблюдается на позициях, требующих от сотрудников развитых коммуникационных и аналитических навыков. Мы живем в эпоху цифровой экономики, когда работники должны одинаково хорошо уметь решать сложные задачи в рамках своих обязанностей и эффективно общаться с разными людьми. А в постоянно меняющихся условиях умение быть гибким — суперценно. Именно в этом заключается баланс между ‎гибкими и жесткими навыками.

Видео дня

Гибкие или ‎жесткие — все умения важны

Профессиональные компетенции разделяют на soft skills (‎гибкие или ‎мягкие навыки) и hard skills (‎жесткие). Первые — это персональные умения, которые помогают справляться с жизненными и рабочими делами. Это не то, чему легко можно обучиться на тренинге. Soft skills формируются в детстве и развиваются у личности всю жизнь. Они полезны в любых сферах. Как минимум, находить общий язык с коллегами нужно всем, независимо от специальности. А это уже одно из проявлений гибких навыков.

Ученые Гарвардского и Стэнфордского университетов, а также исследователи Фонда Карнеги выяснили, что гибкие навыки — это 85% успеха в профессии

Hard skills — специфические знания для выполнения конкретных задач в повседневной работе. Это знания и умения, без которых не обойтись на конкретной должности. Например, для дизайнера один из основных жестких навыков — работа с графическими редакторами, а для программиста — умение кодить. Во всех направлениях есть базовая теория, без которой не обойтись в начале карьеры и в будущем. Как врач не сможет лечить пациента без знания анатомии и физиологии, так и маркетолог не сделает бизнес узнаваемым в интернете без понимания специфики продукта, потребностей целевой аудитории и умения настраивать продвижение через рекламные кабинеты Facebook/Instagram.

Уровень владения hard skills можно проверить с помощью тестового задания или по работам в портфолио. Диплом о высшем или среднем специальном образовании, сертификат о прохождении тренинга — все это тоже подчеркивает наличие необходимых для работы знаний и умений. Soft skills обычно невозможно выявить документально. Как, например, подтвердить самоорганизованность, тайм-менеджмент сотрудника, его управленческие способности? Только погрузив человека в рабочую атмосферу. Со временем самостоятельно или в команде он проявит свои ‎мягкие навыки.

О софт скилз впервые заговорили в США в 1960-е годы. Тогда в местных вооруженных силах заметили, что успех разных групп солдат чаще зависит от методики управления их командира, а уже потом — от ловкости владения военной техникой. В дальнейшем на изучение и развитие soft skills американская армия выделяла отдельные бюджеты. К этим навыкам приписывали все, что не относится к работе с техникой. В бизнесе и менеджменте термин активно стали использовать лишь конце 90-х.

В XXI веке soft skills заинтересовали еще больше руководителей. Росла потребность не только в опытных специалистах в своей сфере, но и с развитой эмпатией, ораторскими способностями и умением ладить с командой. IT и диджитал-индустрия в целом стремительно развиваются. Сегодня ты отлично разбираешься в одной технологии, а через месяц уже должен владеть новой. Полученные еще в университете знания быстро устаревают. Так в мир ворвалась концепция Life-long learning — обучение на протяжении всей жизни. Востребованным будет тот работник, который может за короткое время освоить сложный материал и эффективно использовать знания на практике. Чувствовать себя органично в новых, непривычных условиях и при этом находить нестандартные решения задач — за сотрудника с подобными софт скиллами готовы побороться десятки топовых компаний. Ведь такой человек выведет на новый уровень любой проект.

Ученые Гарвардского и Стэнфордского университетов, а также исследователи Фонда Карнеги выяснили, что гибкие навыки — это 85% успеха в профессии. В то время, как ‎жесткие, соответственно — 15%. Эксперты советуют вузам включать программы развития soft skills в свои учебные планы. Большинство современных вузов, особенно государственные, не учат нас учиться, а лишь дают теорию по определенным дисциплинам. Это те хард скиллы, которые пригодятся в том или ином направлении, и то не факт. В будущем мы не всегда занимаемся тем, что изучали в техникуме или вузе. Поэтому крайне важно находить в себе и поддерживать ‎гибкие навыки — ценные в любой профессии.

В 2020 году эксперты LinkedIn составили рейтинг ключевых профессиональных и личностных навыков, которые рекрутеры зачастую ищут в кандидатах. Этими способностями обладают пользователи соцсети, которых через LinkedIn нанимают на самые высокие позиции.

Среди hard skills лидирует знание блокчейна. Другие важные технические навыки — понимание специфики облачных вычислений, UX-дизайна и работа с искусственным интеллектом. В сфере продаж и маркетинга востребованными считаются специалисты с опытом бизнес-анализа, таргетинга и видеопродакшена.

Среди soft skills выделяют креативность, умение убеждать, работать в команде и адаптироваться к новым условиям труда. Развитый эмоциональный интеллект (понимание своих и чужих эмоций и переживаний) тоже ценят многие работодатели. Идеальный кандидат — тот, который объединил в себе все перечисленные качества.

Как развивать в себе hard и soft skills

Есть несколько способов.

Первый — найти наставника в выбранном направлении. Общение с опытным профи, готовым делиться лайфхаками, гораздо лучше бесконечного штудирования учебников и просмотра роликов о мотивации и карьерном росте. Куда более продуктивнее будет одновременно развивать все необходимые для работы навыки, опираясь на обратную связь специалиста.

Второй метод — найти образовательную программу, в которой комбинируется развитие hard и soft skills. Сегодня так происходит в обучении диджитал-профессиям. В этой сфере как никогда важен видимый в первые недели обучения результат. Его дает новый подход в построении учебного плана. Теория, практика и мотивация — с такой основой выпускник непременно будет высококлассным, востребованным на рынке специалистом. В итоге результат обучения измеряется достойным заработком.

Обучение должно строиться так, чтобы студент понимал необходимость определенного материала и полученные знания мог сходу применить на практике. Когда обучение формируется по принципу «‎лестницы роста», каждый последующий урок будет эффективным. Студент не заскучает и не бросит обучение. А чем больше к занятиям подключают игровые элементы, сериальные методики и открытые сюжетные линий, тем проще усваивается материал. С регулярным интерактивом учиться становится интересней. Именно так получается качественно развивать hard и soft skills.

Сегодня на первый план вышла адаптивность — умение приспосабливаться к переменам. Вместе с уверенным техническим бэкграундом эта способность приобретает еще большую силу

Возьмем, к примеру, обучение таргетингу. Со стороны soft разбираемся в методологии программы — выделяем приоритетные темы и ожидаемый результат по окончанию модуля. Ставим себе ближайшие и конечные цели. По части hard у нас основы трафика, маркетинга и маркетинг-инструментов, способы привлечения покупателей для разных бизнесов. С первых занятий студенты уже владеют базовым чек-листом основных терминов и могут стартовать с продвижения брендов в интернете. Понимаете структуры воронки продаж, цепочки касаний с клиентом и управление путем потребителя — это тоже хард скиллы. Эти знания необходимы, чтобы отслеживать источники рекламы и выстраивать эффективную стратегию продвижения. Затем студенты создают собственную продуктовую линейку из пяти ключевых продуктов: лид-магнит, стартер, основной продукт, максимизатор прибыли и продукт-максимум. Мягкими навыками на этом этапе становятся умение слышать и понимать потребности аудитории, способность трафиколога договариваться с заказчиком, убеждать его в оправданной стоимости своих услуг.

Через десять лет эксперты McKinsey Global Institute прогнозируют наибольшее внимание к техническим знаниям соискателей. Но для процветания экономики в индустрии 4.0 специалистам понадобятся и более сильные ‎мягкие навыки. Грамотные работодатели уже сегодня ценят сотрудников за способность легко сотрудничать с партнерами, слаженно работать в команде. Даже на фоне пандемии COVID-19 и массового перехода на удаленку в глобальном смысле этот подход не изменился. Наоборот — в виртуальном мире все эти навыки оказались еще важнее на всех уровнях организации. Некоторым командам пришлось заново учиться налаживать связи друг с другом уже в онлайне. Кто-то вовсе перестроил бизнес-модель компании и нанял новых сотрудников. В ближайшие годы потребность в специалистах, умеющих эффективно работать онлайн, будет расти.

Сегодня на первый план вышла адаптивность — умение приспосабливаться к переменам. Вместе с уверенным техническим бэкграундом эта способность приобретает еще большую силу. Любознательность и искреннее желание учиться важно не только в узкой профессиональной среде, но и в принципе по жизни. Причем, независимо от возраста. Всесторонне развитый человек — интересный собеседник. Он отлично понимает себя и окружающих, умеет сопереживать и всегда открыт чему-то новому.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X