Чем порадовала и удивила прошедшая неделя
Рада взялась за "евробляхи", коррупция побеждает теневую экономику, а Омелян рассчитывает на Маска.
Не прошел и год, как Антимонопольный комитет закончил расследование и оштрафовал топливные сети за "автогазовый" кризис конца лета 2017 года. Тогда цены выросли в 1,5 раза – с 10,92 гривен/литр до 16,17 гривен/литр. Суммарная сумма штрафа – 41 млн гривен: группа Надежда – 11,9 млн гривен, WOG – 14,8 млн гривен, ОККО – 6,4 млн гривен, Авантаж – 3,3 млн гривен, Факторинг Груп – 4,5 млн гривен. Это правильно, за жадность надо наказывать. Не факт, правда, что эти деньги заплатят, сети АЗС имеют большой опыт в оспаривании подобных штрафов. Хотя, возможно, какой-то стимул воздержаться от заработка на ажиотаже это решение и окажет. Сейчас рынок на пороге очередного топливного "кризиса". Правительство как-то активно взялось за "борьбу" с контрабандой, что начинает тормозить и легальные поставки.
Минэкономики посчитало, что в 2017 уровень теневой экономики составил 31% от официального ВВП, что на 4 процентных пункта меньше, по сравнению с показателем 2016, тогда как раньше он оценивался в 33%. Для меня всегда была загадка, как они это делают. Наверно, у них шпионская сеть в теневом секторе или они его негласно контролируют. Несмотря на это, уровень взяточничества и коррупции в украинских организациях вырос до 73% в 2018 с 56% в 2016. Это уже исследование PwC. Средний показатель по миру – 25%. Каждый третий украинский респондент (33%) отметил, что его организация получала предложение дать взятку в течение последних двух лет. Кроме того, 12% респондентов сообщили, что их убытки организаций от взяточничества и коррупции составили от 1 до 50 млн долларов. И это несмотря на то, что с коррупцией у нас борются все.
Верховная Рада взялась за "евробляхеров". В парламенте зарегистрировали сразу два законопроекта, которые в случае принятия, подпортят жизнь владельцам автомобилей на еврономерах. В частности, на нерастаможенных авто нельзя будет заниматься предпринимательской деятельностью, например, работать в такси (штраф 34 тыс гривен), продать автомобиль и, даже, разобрать. За нарушение правил ввоза штраф может доходить до 170 тыс. гривен. За растаможку "транзитного" авто придется заплатить €2,5–3 тыс., хотя раньше обещали €1 тыс. Боюсь, что улица Грушевского в Киеве возле Рады опять "станет". "Евробляхеры" это умеют.
Министр транспорта и инфраструктуры Владимир Омелян решил эксплуатировать владельца Tesla Илона Маска по полной. Не успело министерство заключить меморандум с Hуperloop и анонсировать запуск скоростного поезда через 5 лет, Омелян уже заявил, что планирует убедить Tesla создать Gigafactory по производству аккумуляторных батарей в Украине. У премьера Владимира Гройсмана такая заявка не выгорела. Следующим шагом, думаю, будет строительство космодрома в Украине и запуски ракет Falcon. Запомите этот tweet.
У президента дела идут традиционно хорошо. Корпорация Roshen Петра Порошенко с объемом продаж $800 млн заняла 25-е место в рейтинге крупнейших кондитерских компаний мира Candy Industry 2018. Там еще два украинских холдинга есть, правда. На 43-м месте рейтинга находится "Конти" Вадима Колесникова с объемом $473 млн. "АВК" Владимира Авраменко находится на 64-м месте рейтинга с $275 млн. До лидера им далеко. Возглавляет рейтинг крупнейших кондитеров мира компания Mars с объемом продаж $18 млрд.