Чем порадовала и удивила прошедшая неделя

3 марта 2018, 18:00

Разгром Газпрома в Стокгольме, Смолия опять перенесли и миллиард евро от Еврокомиссии.

Новость недели, безусловно, это разгром Нефтегазом Газпрома в Стокгольмском арбитраже. Суд обязал Газпром выплатить Нефтегазу компенсацию в размере $4,6 млрд за транзит газа. С учетом того, что Нефтегаз остается должен Газпрому $2 млрд за поставки газа согласно предыдущему решению, то означает, что Газпром должен заплатить Нефтегазу около $2,6 млрд, с учетом окончательного расчета за газ, поставленный в 2014 и 2015 годах. НАК уже сказал, что потратит эти деньги на расширение добычи газа и энергоэффективность. Осталось их только получить. А с этим 100% будут проблемы. Россияне с решением согласны только де-юре, а де-факто продолжают ставить палки в колеса. С 1 марта по решению суда должны были возобновиться поставки российского газа в Украину, за который Нефтегаз даже осуществил предоплату, Газпром ее вернул. А это прямое нарушение решений арбитража, о чем Еврокомиссию уже уведомили. Российская сторона решила воспользоваться холодами, которые неожиданно по весне упали на Украину, вызвав увеличение потребления газа. Цена газа в Европе, которая тоже замерзает, прогнозировано пошла вверх, и у Украины образовался дефицит голубого топлива. На этом козни Газпрома не закончились. Теперь он требует в Стокгольмском арбитраже расторгнуть договора на поставку и транзит газа с Нефтегазом. Ну ничего. Пока ввели ограничение на потребление, а через неделю уже тепло будет. Весна прийде. Радость от победы главе Нефтегаза Андрею Коболеву испортила ГФС, которая оштрафовала НАК на 8,3 млрд гривен.

Видео дня

Продолжает не везти и и.о. председателя правления Нацбанка Якову Смолию. Несмотря на то, что ключевые фракции Верховной Рады – БПП и Народный фронт – официально поддержали его кандидатуру на пост главы НБУ, голосование опять перенесли из-за отсутствия голосов. По неофициальной информации, НФ продолжает торговаться за назначение Людмилы Денисовой омбудсменом и Смолий пал жертвой этих интриг внутри коалиции. Народный фронт обвинения отрицает. Следующее голосование состоится не ранее 15 марта. Нацбанк обиделся и в четвертый раз повысил учетную ставку. На этот раз до 17%. Очень пессимистично НБУ риски будущей инфляции оценивает. И, пока Украина не получит очередной транш МВФ, вряд ли изменит своему пессимизму. А с этим пока проблемы.

МВФ не выделит очередной транш по кредиту пока не будут решены два ключевых вопроса. Первый (за который фонд уже заплатил) – повышение цены на газ для населения. Кабмин до сих пор пытается уговорить МВФ сделать это как-то в щадящем режиме. Пока безуспешно. Второй (главное условие выделение следующих $1,9 млрд) – создание Антикоррупционного суда. При чем, фонд требует закон не в редакции президента Петра Порошенко, который уже лежит в парламенте, а с нормами, которые устраивают Венецианскую комиссию и международных кредиторов. Очень настаивают на независимости создаваемого органа. А для властей – это ящик Пандорры. Если фонд угрожает не выделить деньги, то Еврокомиссия пошла по другому пути. ЕК пообещала Украине миллиард евро. Правда, только после того, как она договорится с МВФ о возобновлении финансирования. Прямо игра "хороший кредитор"/"плохой кредитор". В целом, ЕК посетовала, что Украина недополучила 5 млрд евро за последние годы, потому что не выполняет условий финансирования. На эту европейскую финпомощь, в принципе, можно было бы нормальные дороги сделать, как Польша поступила.

Кстати, о дорогах. Рада дала зеленый свет платным дорогам, приняв соответствующий законопроект. Теперь осталось найти инвесторов и убедить их строить именно здесь. Платными можно делать только новые дороги, при этом альтернативная дорога в том же направлении должна быть бесплатной. Первую платную дорогу построят из Львова в Краковец на украино-польской границе. Протяженность трассы 84,4 км, она будет четырехполосной. Ориентировочный срок строительства дороги составит четыре-пять лет. Срок концессии должен составить до 49 лет. Свои деньги инвестор вернет за счет платы за проезд. Следующей концессионной дорогой может стать трасса Киев-Белая Церковь. Привлекательности для инвестора ей может добавить открытие в Белой Церкви международного аэропорта, анонсированного министром инфраструктуры Владимиром Омеляном. А если он туда еще и Hyperloop запустит.

Украину все больше опутывает блокчейн. Кроме того, что этой технологией занимается Нацбанк, а легализацией криптовалют все – от парламента до Нацполиции и СНБО, к делу подключились участники кредитного рынка. Украинская сеть ломбардов Скарбниця в ближайшее время представит новую услугу – кредиты под залог криптовалюты. Владельцы криптовалюты смогут получить кредит в гривне на срок до 31 дня с правом продления. Думаю, услуга разрабатывалась специально под депутатов. Судя по декларациям у них биткоинов больше всего. Я бы на месте ломбардов вводил кредитование просто под залог валюты. Биткоины-то есть не у всех. А у украинцев есть три стадии нехватки денег: "денег нет", "денег нет совсем" и "пора сдавать доллары". А кто любит в наше непростое время расставаться с валютой США?

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X