Чем поливают самолеты, взлетные полосы и куда это все стекает

9 июня 2021, 18:00

Правда, интересный вопрос, на который далеко не каждый знает ответ? А поливают так называемыми антигололедными реагентами, обычно на основе различных химических соединений гликолей. Эти вещества вступают в реакцию со льдом, превращая его в воду.

Если улицы городов у нас все еще обычно посыпают солью, то в аэропортах разрешается использовать исключительно гликольсодержащие реагенты: как для обработки самолетов, так и взлетно-маневровых полос.

Видео дня

Почему надо обрабатывать самолеты? Чтобы элероны, закрылки, всякие лючки сохраняли подвижность, и чтобы не замерзали различные измерительные приборы. Проблемы с ними могут привести к катастрофическим последствиям, как это произошло несколько лет назад в России: разбился авиалайнер «Ан-148» с 71 пассажирами на борту. Причина — замерзли датчики измерения скорости, поэтому судно потеряло управляемость и врезалось в землю. И все почему — потому что плохо обработали гликолями.

Ежегодно в аэропортах выливается тысячи тонн антигололедных реагентов. Это легко увидеть из публичных тендеров, объявляемых, например, государственным предприятием «Международный аэропорт «Борисполь». Тонна реагента стоит от 1,5 до 3 тысяч евро. Гликоли закупаются и выливаются на самолеты и на полосы. Однако самый интересный вопрос в другом: куда это все стекает дальше? Правильно, в сточные воды. Из них — в Днепр. Из Днепра — в Черное море.

И о тосолах с антифризами, которые тоже — гликоли. Все же знают, что автомобили с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) используют тепловые носители для обеспечения обмена теплом между мотором и радиатором. «Теслы», как и другие электромобили, также нуждаются в тосоле: необходимо отводить тепло от аккумуляторной батареи. Каждый бытовой кондиционер тоже содержит в себе несколько литров тосола. А вот большая система кондиционирования воздуха в торговом центре — это тонн 20 тосола.

Срок службы теплоносителя — 2-3 года. Далее требуется полная замена на свежий. А теперь задайте себе вопрос: куда девается старый? А мы расскажем: он просто выливается в канализацию. Далее — в Днепр. Далее — в Черное море.

Чем опасны гликоли?

Наиболее негативно гликоль влияет на воду. Если гликоля в воде будет слишком много — то количество кислорода в водоеме значительно уменьшится, что, в свою очередь, негативно скажется на развитии всей водной экосистемы. Худший сценарий в такой ситуации —это полное вымирание рыбы в водоеме.

В подземных водах, если гликолевых соединений будет слишком много — воде станет значительно сложнее проходить через почву или горные породы. Иными словами, вода из подземных вод не поступит к почвам, и, как следствие, не будет питать их.

Кроме этого, другие составляющие антифриза в сочетании с гликолем — крайне токсичны для бактерий и микроорганизмов. Мы знаем, что наличие определенной категории бактерий в водоемах — это показатель того, что вода пригодна для употребления. Если этих бактерий не будет, то какой результат? Такую воду нельзя будет использовать.

Видим, что гликоль, особенно в больших количествах, может вызвать много негативных последствий для окружающей среды. Но, есть хорошие новости — с этим можно что-то сделать.

Что можно сделать?

Для того, чтобы предотвратить вред, необходимо должным образом утилизировать или перерабатывать остатки от тосолов-антифризов. Украинским законодательством этот вопрос до сих пор не урегулирован.

Зато в современных западных странах уже давно задумались над тем, что выливать гликоли просто так, в канализацию, нельзя. Там принимается соответствующее законодательство, регулирующее выбросы, и активно применяется на практике. Многие аэропорты используют технологии, которые позволяют собирать использованные антигололедные реагенты для дальнейшей их переработки. Яркий пример — Мюнхенский аэропорт.

Принятие подобных правил в Украине — это не потребность, а необходимость. Принятие таких правил не только поможет предотвратить негативное влияние на окружающую среду, но и будет способствовать появлению новых предприятий, которые будут обслуживать утилизацию и переработку таких веществ. А это — развитие экономики: инвестиции, рабочие места, технологии, налоги.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X