Чем грозит изменение правил воздушных перевозок

25 апреля 2018, 15:00

Мининфраструктуры, Госавиаслужба и эксперты авиарынка активно работают над созданием новых авиационных правил Украины.

Для улучшения условий авиаперевозок пассажиров и багажа, а также обеспечения безопасности полетов Министерство инфраструктуры, Государственная авиационная служба и эксперты авиарынка активно работают над созданием новых авиационных правил Украины.

Видео дня

Новые авиационные правила будут прописаны в документе под названием Правила воздушных перевозок и обслуживания пассажиров и багажа.

Несмотря на то, что правила предлагают целый ряд достаточно прогрессивных нововведений в аспектах перевозок пассажиров и багажа, остается немало противоречивых нюансов, по которым единого мнения у представителей авиационного рынка пока нет.

Так, например, Госавиаслужба не предусматривала распространения действия правил на иностранных авиационных перевозчиков, осуществляющих полеты из Украины или в Украину, а также по территории Украины, что повлекло бы неравность участников рынка. Такая логика регулятора объясняется тем, что иностранные авиаперевозчики могут быть подвластны своему национальному законодательству, действующему в стране их регистрации, которое может отличаться от украинского законодательства и даже противоречить ему. Тем не менее, такой подход не учитывает, что на территории Украины действует именно законодательство нашего государства и осуществляя полеты в нашу страну иностранный авиаперевозчик должен подчиняться именно национальному законодательству Украины, частью которого являются новые авиационные правила.

Документ также предлагает спорную терминологию. В нем есть термины, которые трактуются действующим законодательством иначе, чем предложенная правилами редакция. Также документ содержит не использующиеся термины (например, "коммерческие сделки", "договор чартера", "досмотр", "депортированное лицо"). Но, пожалуй, наиболее активные споры у участников авиарынка вызывает определение чрезвычайных обстоятельств, при которых авиакомпания подлежит освобождению от ответственности за задержку рейса. В частности, исходя из европейской практики (Case C-257/14 Corina van der Lans v Koninklijke Luchtvaart Maatschappij NV), техническая поломка может считаться обстоятельством непреодолимой силы (foce majeure) исключительно в случаях, не присущих нормальному осуществлению деятельности авиаперевозчика и находящихся вне контроля авиакомпании.

Данная трактовка достаточно уязвима, поскольку любой авиаперевозчик должен осуществлять постоянное техническое обслуживание своих воздушных судов и содержать их в надлежащем состоянии. Иначе, любая поломка может считаться нарушением авиационной безопасности и воздушное судно такого авиаперевозчика не может быть допущено к полетам.

Тем не менее, бывают ситуации, которые авиаперевозчик, действительно, не имеет возможности предусмотреть и не может избежать (к примеру, попадание в воздушное судно молнии или столкновение с птицами). Технические неполадки, возникшие как следствие таких ситуаций, делают невозможным осуществление или продолжение полета и требуют от авиаперевозчика определенных действий (в частности, предоставления подменного борта), которые могут повлечь задержку рейса. В таком случае, действительно, представляется целесообразным признать соответствующую техническую неполадку чрезвычайным обстоятельством, освобождающим перевозчика от ответственности за задержку рейса. Это вполне соответствует европейской практике (директива ЕС 261/2004) и может быть внедрено в украинском законодательстве.

Также немало дискуссий идет вокруг порядка установления аэропортовых сборов, порядка утверждения правил перевозчика, порядка возврата пассажирами билетов и компенсации авиакомпаниями их стоимости, пределов ответственности перед пассажиром и порядка урегулирования спорных взаимоотношений.

Большинство представителей авиарынка отстаивают концепцию максимальной либерализации правил с предоставлением регуляторной функции на откуп аэропортов и авиаперевозчиков. При этом, авиационные власти (Мининфраструктуры и Госавиаслужба) не готовы к таким радикальным шагам и считают, что их участие в жизни авиарынка пока должно быть более ощутимым. Возможно, это и является причиной неопределенности по вопросу прихода в Украину Ryanair и слабой конкуренции на авиарынке.

В любом случае, в Украине нужны новые правила авиаперевозок и приведение их к европейским стандартам должно происходить с учетом украинских реалий с максимальной выгодой для пассажира.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X