Ждать или продавать? Планы и реальность большой приватизации
Прошлая неделя в игре «Большая приватизация» закончилась со счетом 1:1. Одна продажа против одного переноса аукциона. Чем может закончиться такая нерешительность?
В детстве я читал фантастический рассказ, один из героев которого потратил 10 лет, чтобы на одной из далеких планет найти и добывать корень, дающий бессмертие. На Земле за 1 грамм корня давали 1 грамм алмазов. Однако он так и не смог не то что продать, но даже вывезти хоть один корешок с той планеты. Ведь на ней жили однодневки — насекомые похожие на комаров. Сначала они были маленькие и безобидные, но некоторые из них понемногу грызли корни, собранные героем, и продлевали себе жизнь. Со временем, некоторые из них достигнув трехлетнего возраста, выросли до размера собаки, обзавелись разумом и семьями. Герой знал их в лицо и, чтобы не потерять новых «друзей» скармливал им все корешки, добытые с большим трудом. Ведь они все также оставались безобидными и беспомощными.
Я вспоминаю этот сюжет применительно к украинской приватизации. Мы годами ждем результата, а нас кормят обещаниями. В это время на государственной собственности паразитируют сотни «однодневок», которые наращивают свой «вес» и набивают карманы при этом в штате умирающих фабрик и заводов числятся сотни беспомощных работников, которые привыкли, что им должны платить зарплату просто потому, что они есть. И все это происходит за государственный счет, а фактически оплачивается налогоплательщиками.
Решение может быть только одно — приватизация, то есть продажа этих объектов частным собственникам. И если малая приватизация за последние пару лет сдвинулась с места, то большая застопорилась, несмотря на многолетние заявления министров, депутатов, чиновников и руководителей Фонда госимущества. Но и тут ситуация меняется.
Недавно facebook мне напомнил, что 6 лет назад представители парламентской партии открыто выступали против приватизации. Причем это были люди из «правого», якобы, прозападного политического лагеря. Сегодня таких заявлений практически нет. Но практически нет и значимых результатов: то мораторий, то карантин, то суды, то еще что-то. Лишь воспоминания о рекордной приватизации Криворожстали греют душу. Но это произошло 16 лет назад.
На прошлой неделе ситуация могла радикально измениться в лучшую сторону. На аукционах большой приватизации должны были продать Первый киевский машиностроительный завод (экс-Большевик) и Объединенную горно-химическую компанию (ОГХК). Причем для ОГХК — это была вторая попытка продажи за два месяца.