Что происходит с ценами в Украине. В чем особенности инфляции военного времени?

31 мая, 12:52
Эксклюзив НВ

Потребительская инфляция быстро ускоряется. По официальным данным в конце прошлого года темпы роста потребительских цен составили 10% г/г, а уже в конце апреля темпы достигли 16.4% г/г.

Большинство прогнозистов утверждают, что к концу года инфляция превысит 20%. Все это преимущественно последствия войны, которую Россия развязала против Украины. К сожалению, эти негативные последствия вряд ли можно быстро преодолеть.

Видео дня

Инфляция — неприятное явление для рядового потребителя. Оно особенно неприятно в период, когда доходы не растут. Условная среднегодовая инфляция 20% из-за неизменных доходов по существу означает, что работник в течение года получает заработную плату только за 10 из 12 месяцев. Все согласятся, что это существенное понижение уровня благосостояния. Но доходы большинства украинских домохозяйств сейчас еще и падают из-за потери части работников работы.

Война вдобавок создает еще несколько неприятных особенностей, делающих рост цен среднестатистического домохозяйства порой значительно выше официальных показателей инфляции.

Первая важная особенность — огромный разброс в показателях инфляции в зависимости от региона. Сейчас он является самым большим за всю историю сбора статистических данных. Темпы роста самые высокие в тех областях, где есть оккупированные территории и ведутся боевые действия. Например, по оценкам НБУ, потребительские цены (данные за март) за год выросли на 25.9% г/г в Херсонской области и на 16.4% в Харьковской области — это значительно выше среднего показателя 13.7% в марте для Украины в целом. В областях же на западе Украины темпы были значительно ниже. Например, в Тернопольской и Житомирской областях цены выросли на 11.2%. Поразителен и разброс цен на отдельные товары. К примеру, литр подсолнечного масла, по данным Госстата, стоил 83 гривны в Херсонской области и 66 гривен во Львовской. Такой большой разброс цен свидетельствует, что ключевой фактор инфляции — это проблемы с предложением товаров и услуг. Быстрее всего выросли цены в регионах, где присутствует враг, где предложение товаров и услуг резко упало из-за ситуации безопасности и нарушенной логистики.

Вторая достойная особенность — это резкое изменение структуры потребительской корзины с начала войны. Инфляция — это не что иное, как изменение средневзвешенных цен на товары и услуги, потребляемые усредненным домохозяйством. Инфляция зависит как от изменения цен на конкретные товары и услуги, так и от их веса в потребительской корзине. Например, Госстат для расчета инфляции учитывает, что еда занимает 41% потребительской корзины домохозяйства, оплата коммунальных услуг — 8.4%, транспорта — 9.3%. Эти весы оценены на основе статистических наблюдений за 2020 год.

Однако после начала полномасштабной войны потребители мгновенно изменили свои потребительские потребности и предпочтения. Это произошло из-за резкого падения доходов, роста безработицы и огромной неопределенности по поводу будущих доходов. Типичная реакция усредненного домохозяйства — отказаться от потребления всех товаров и услуг, в которых нет острой необходимости. Можно очень приблизительно оценить, что расходы на товары и услуги, которые до войны занимали по крайней мере 20% потребительской корзины, упали в разы. Это, например, рестораны, алкогольные напитки, отдых, одежда, бытовые товары. В то же время выросла доля пищи и горючего — по сути, товаров первой необходимости. Но именно рост цен на эти товары был самым большим. Поэтому для среднестатистического домохозяйства инфляция сейчас выше официального индекса потребительских цен.

Третье наблюдение — инфляцию сегодня можно оценить только очень и очень приблизительно. Многие товары и услуги, которые входили в потребительскую корзину до войны, сегодня просто недоступны. Примеров предостаточно — отдельные модели электроники и бытовой техники, бренды одежды и обуви сегодня просто не продаются. Сузилось и предложение продуктов питания — продукция многих производителей пока не поставляется из-за разрушения производственных мощностей. Во многих регионах недоступны услуги отдыха, закрытые отели и рестораны, а иногда и частные учебные заведения и медицины. Поэтому нет возможности произвести замер цен многих составляющих потребительской корзины в отдельных регионах, а кое-где и на всей территории страны. Еще одна заметная проблема — оценка стоимости горючего. На стендах автозаправок часто показывали цены, по которым горючее можно было купить только в ограниченном количестве и после нескольких часов ожидания в очередях. Так можно ли заявленную цену считать такой, которая может быть использована для расчета инфляции? Вряд ли.

Война создает множество практических проблем с оценкой ключевых макроэкономических показателей, в том числе потребительской инфляции. К сожалению, точность и подлинность таких данных резко снижается. Так что официальную статистику следует интерпретировать, помня об особенностях военного времени.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X