Пострашнее недовольства тарифами. К чему приведет непоследовательность Кабмина в ценах на газ

10 февраля 2021, 14:40

В разгар сезона ситуация в тепловой энергетике наглядно демонстрирует «эффективность и профессионализм» Кабинета министров, который растянулся в шпагате и попросту пытается не упасть.

Складывается не просто скандальная, а опасная ситуация: непоследовательные действия в сфере регулирования приведут к проблемам гораздо серьезнее социального недовольства тарифами. С одной стороны, МВФ требует рыночных цен на энергоносители, а с другой — президент требует «ручных» цен на газ для населения, но в то же время, цена на газ для предприятий теплоэнергетики остается рыночной, а тарифы на тепло для абонентов — фиксированными.

Видео дня

Что произошло

18 января Кабинет Министров снизил для населения треть цены на природный газ и зафиксировал его предельную стоимость на уровне 6,99 за 1 куб.м, тариф на транспортировку — до 1,79 грн за 1 куб.м.

А для предприятий теплокоммунэнерго ни этих, ни любых других «карантинных» скидок не предусмотрено, а цену на газ для абонентов централизованного теплоснабжения рассчитывают с учетом изменений цен на европейских хабах. По большому счету, нововведения Кабмина коснутся разве что индивидуально отапливаемых газом домохозяйств и совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), оборудованных газовыми плитами или автономным газовым отоплением.

То есть, для бытовых потребителей цена на газ озвучена, зафиксирована и даже задействована, а вот цена газа за прошедший январь коммунальным предприятиям в регионах до сих пор неизвестна. Прогнозировать какие-либо суммы и порядки расчетов с участниками рынка невозможно по умолчанию.

Для обеспечения финансовой стабильности и бесперебойной работы КП должны быть прописаны механизмы решения проблемных вопросов, возникших в сфере централизованного теплоснабжения в связи с подорожанием природного газа для предприятий коммунальной теплоэнергетики.

Как Кабмин пытается решить проблему

Не так давно глава Ассоциации городов Украины Виталий Кличко обращался к президенту Зеленскому с предупреждением: при актуальной цене на газ тепловики будут вынуждены повысить тариф по меньшей мере в 1,5 раза. Цена, по которой Нафтогаз продает тепловикам газ, привязана к формуле с учетом изменения цены на хабе TTF: в ноябре тепловики покупали топливо по 5 375,37 грн за 1 тыс. куб., в декабре стоимость газа повысили до 6 103,1 за 1 тыс. куб. м., а действующий тариф на тепло и горячую воду рассчитан исходя из цены газа 4 048,5 грн за 1 тыс. куб. м., что уже является достаточным основанием для двукратного повышения.

В Нафтогазе же пообещали не публиковать цену на газ для производителей тепловой энергии в рамках PSO «до завершения текущих переговоров между государственными органами, Ассоциацией городов, представителями производителей тепла и НАКом».

Поэтому вчера (9 февраля) Кабмин срочно собрал мэров городов для принятия окончательного варианта и подписания некоего «Меморандума», содержание которого вместо обязательств (а значит, и ответственности) правительства перед городами, предполагает лишь обещания найти возможность и разработать приемлемый механизм компенсации тарифной разницы цены на газ до сентября 2021. Кабмин не в состоянии закрепить свои решения постановлением и прячется за ни к чему не обязывающие документы вроде Меморандумов.

Для бытовых потребителей цена на газ озвучена, зафиксирована и даже задействована, а вот цена газа за прошедший январь коммунальным предприятиям в регионах до сих пор неизвестна

Предложенный Правительством вариант Меморандума предлагает не фиксацию цены на газ, а всего лишь отсрочку платежа до 1 октября, а это значит, что тепловики продолжат платить за газ на 30% выше от биржевых цен в Украине. Цена на газ для предприятий остаётся рыночной, при этом граничный порог отсутствует, что не даёт возможности спланировать деятельность до конца отопительного сезона. Тариф при этом фиксируют старый: для нас это 1 229,0 грн за г/кал, что покрывает только 60% наших общих затрат.

По состоянию на 26 января 2021 суммарная просроченная задолженность предприятий ТКЭ, ТЭЦ перед НАК Нафтогаз Украины составляет около 53,6 млрд грн., а задолженность государства предприятиям ТКЭ — 25,7 млрд. Пени и штрафы государству за неуплату этого долга мы начислить не можем, в то время как пени и штрафы нам, вполне вероятно начислит Нафтогаз.

Меморандумом упомянуто, что эта многомиллиардная разница в тарифах не должна покрываться за счёт местного бюджета и это, конечно, прекрасно, но вызывает закономерный вопрос: за счет чего ее покрывать тогда будем? К тому же, этот пункт противоречит тому, где мы все-таки должны уплатить за газ по рыночной цене, хоть и с отсрочкой.

Государство не определяет механизм возврата этих средств коммунальным предприятиям, не указано это и в проекте Меморандума. Зато существует реальный риск, что львиную долю разницы в тарифах придется заплатить местным бюджетам, которые и так понесли значительные убытки на время карантина и перекладывание государством многочисленных финансовых обязательств.

Где выход из тупика?

Выход тут всего один и он не предусматривает половинчатых решений. Если граждане не в состоянии тянуть рыночные цены на фоне кризиса и падения доходов в отсутствие должной поддержки со стороны государства, то необходимо вернуться к модели действующей до 2020 года, когда цена на газ для производства тепловой энергии была не рыночной, а фиксированной.

Это не освобождает правительство и от принятия ряда решений для стабилизации рынка теплоэнергетики на государственном уровне. В частности — не освобождает от того, чтобы в полном объеме предусмотреть в госбюджете Украины компенсацию убытков, возникшую у предприятий теплоснабжения в результате законодательных изменений и роста цен на природный газ в 2016—2020 годах.

Тем более, что успешные примеры подобной практики уже известны: например, компенсация Министерства экономики Украины за поставки импортируемого газа в течение 2015−2019 годов в рамках режима возложения специальных обязанностей (ПСО) на рынке природного газа. Так, на уплату этой компенсации буквально за неделю до конца года в госбюджете не только нашлось 32 млрд грн, но и оказалось достаточно возможностей для оперативного принятия решения об их выплате Минэнерго в виде компенсации Нафтогазу за продажу импортируемого газа для нужд населения в 2015—2019 годах по цене ниже рыночной в рамках ПСО (возложенных специальных обязанностей).

Из полученных 32,2 млрд грн Нафтогаз заплатили 6,4 млрд грн налога на прибыль, уплатили ПАО Укрнафта 12,6 млрд грн за газ 2006 года добычи и осуществили предварительный платеж в 23,5 млрд грн за будущую добычу газа.

Это уже прекрасное решение могло бы стать даже лучше, будь эта компенсация выплачена тепловикам, а транзит этих средств — оптимизирован: вместо 32 млрд грн. из госбюджета в Нафтогаз, оттуда — в Укрнафту и в виде уплаты налогов снова в госбюджет куда эффективнее было бы взять из госбюджета 25,5 млрд, направить их на счета ТКЕ, оттуда — Нафтогазу, а после — Укрнафте и оттуда они бы снова вернулись налогами в госбюджет.

Но озадачиться целенаправленным поиском подобных возможностей для спасения предприятий теплоэнергетики и обеспечения стабильного отопительного сезона в следующем году в правительстве не обещают. Пока обещают только «приложить максимум усилий для разработки механизмов компенсации в тарифе до 01.09.21».

Ну а обещанного, как известно, три года ждут. Но это в обычных случаях, а с учетом того, что речь идет о многомиллиардных суммах, обещанного можно попросту не дождаться.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X