Новые деньги. Почему данные — самый важный актив и как его использовать

14 марта 2021, 13:00

2020 год преподал нам много уроков и главный из них — ценность данных. Умение правильно с ними обращаться стало важнее после того, как жизнь стала измеряться битами и байтами. Что это значит для будущего? Больше, чем кажется на первый взгляд.

Чтобы зарегистрироваться в самой быстрорастущей соцсети Clubhouse, нужно открыть приложению доступ к своей адресной книге. Это — один из примеров того, как строится новая интернет-экономика. По данным Kantar, у 51% маркетологов сегодня недостаточно данных для уверенного принятий решений. И они готовы сделать многое, чтобы заполучить недостающую информацию.

Видео дня

В мире современного интернет-бизнеса проблема уже не в доступе к капиталу — инвесторы готовы обеспечивать деньгами компании, которые еще даже не придумали, как зарабатывать. По данным Pitchbook, только каждый третий технологический стартап, который вышел на биржу в последнее десятилетие, сводит бюджет «в плюс».

Остальные готовы долго жертвовать денежными потоками в обмен на потоки информации. Главное сегодня — заполучить как можно больше релевантных данных и убедить пользователя в том, что ему эта щедрость тоже выгодна. Clubhouse, который сегодня на слуху, лучший пример невероятной успешности такой модели. Но нас с вами этой механикой сложно удивить. Еще в начале 2018 года в уанете завирусилось приложение GetContact — оно позволяло узнать, как записаны ваши и чужие номера в телефонных книгах. Для этого приходилось пожертвовать собственной приватностью. Для миллионов пользователей любопытство, как оказалось, перевесило все рациональные доводы.

Как предсказывает Kantar, в 2021 году мы увидим не только борьбу за лучший сбор данных. Сильно вырастут платформы для их аналитики. Брендам и компаниям придется понять, что значит каждый клик — какие эмоции или покупательские настроения он транслирует. Дата-аналитики — люди, которые превращают сырые данные в правильные бизнес-решения — станут самыми востребованными специалистами в технологическом секторе и за его пределами.

Но особенно горячим предстоящий год будет для рекламной индустрии. В 2020-ом она пережила невиданные потрясения — впервые за долгое время траты на продвижение резко упали, некоторые бренды временно останавливали все кампании. Шоковая терапия не прошла даром. По данным Kantar, теперь больше половины (53%) маркетологов намерены пробовать новые стратегии для увеличения охвата и эффективность своих кампаний. Это невиданный для индустрии уровень энтузиазма. И подавляющее большинство (96%) специалистов уверены, что пандемия понесет за собой стратегические изменения. Их суть уже витает в воздухе.

Рекламные кампании с большим упором на технологическую составляющую гораздо легче контролировать, чем чистый человеческий креатив

Готовьтесь, что отовсюду вас будет преследовать аббревиатура ROI — return on investments или «возврат на инвестиции» в дословном переводе. Говоря простыми словами, традиционная вера в эффективность того или иного типа рекламы — пережиток прошлого. Если какое-то медиа не может подкрепить свой статус данными, не может обеспечить лучшую стоимость взаимодействия с клиентом — оно автоматически выбывает из медиа-микса современного рекламщика. Именно поэтому TikTok и Instagram еще ярче засияли в пандемию. Они переросли статус модных, неизученных площадок и доказали свою эффективность в тот момент, когда пользователи целиком погрузились в онлайн. Среди украинского бизнеса в TikTok рекламировались Алло, Rozetka, Citrus, Foxtrot.

Если середину 2010-х регулярно иллюстрировали термином «антихрупкость», который ввел Нассим Талеб, то слово нового десятилетия — неочевидность. Чтобы достучаться до современного человека, которого бомбардируют сотни уведомлений, нужно искать оригинальные решения и персонализировать подход. Технологии это позволяют. К примеру, созданное украинцами приложение Reface умеет заменять лица на любом видео — недавно monobank обновил с их помощью реферальную программу. Алгоритмы создали миллионы персонализированных приглашений, хотя раньше такие манипуляции с видео требовали профессиональной работы.

Другой пример того, как могут удивить технологии — украинский стартап Respeecher, который умеет клонировать любой голос. Они работали над озвучкой сериала «Мандалорец» и создавали рекламу для «Супербоула». Все это — пример синтезированных медиа, которые создаются на стыке человеческих возможностей и обработки данных.

Готовьтесь, что их будет вокруг все больше. И дело не только в новизне подхода. Рекламные кампании с большим упором на технологическую составляющую гораздо легче контролировать, чем чистый человеческий креатив. А ведь это одна из главных проблем современного интернета — по подсчетам Kantar, 41% маркетологов обеспокоены тем, что интернет-площадки не могут сбалансировать право на свободу высказываний и защиту пользователей и брендов от нападок. Репутация сегодня стала намного более нестабильным активом, чем в прошлом.

Резко поляризованное общество остро воспринимает любую ошибку в коммуникации бренда или инфлюенсера, который с ним работает. В Украине тоже достаточно примеров, когда блогеры теряли все спонсорские контракты из-за резких высказываний. Или наоборот, резко набирали медийный капитал из-за непродуманных действий бренда — так, ютубер Тайлер Андерсон получил огромную поддержку на фоне скандала с «1+1». Холдинг обвинил его в нарушении авторских прав и подал запрос на блокировку канала, а в итоге столкнулся с общественной критикой и отозвал свои претензии.

Что весь этот калейдоскоп изменений означает для нас? Прежде всего, что жизнь станет еще динамичнее, а темп инноваций ускорится. У компаний на руках будет все больше данных, и они научатся ими лучше распоряжаться. Так что не стоит ни к чему привыкать — форматы и подходы подачи информации будут молниеносно сменять друг-друга. Не успели освоиться с подкастами — на смену пришли живые аудио-обсуждения. Только поняли формат быстрых видео, как их заменили AR-инсталляции. Так будет во множестве индустрий.

Год, который мы провели взаперти, сложно назвать хорошим. Но он точно оказался революционным.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X