Бюро экономической безопасности работает девять месяцев. Какие выводы можно сделать?

11 сентября, 11:33

На днях исполнилось девять месяцев с даты запуска Бюро экономической безопасности Украины. Но за время своего существования этот орган, на который украинский бизнес возлагал большие надежды, так и не работал должным образом и в полном объеме.

Создание Бюро экономической безопасности Украины отечественный бизнес выстрадал. Не одну конференцию, круглый стол по этой теме провел Украинский Совет бизнеса. Бюро должно было стать единым аналитическим, с правоохранительной функцией, органом по расследованию экономических преступлений. «Маски-шоу» должны были уйти в прошлое, а новый орган заняться превенцией преступности, а не охотой на бизнес.

Видео дня

Благодаря вмешательству президента Зеленского, качественный закон о Бюро экономической безопасности был принят парламентом и подписан главой государства в марте 2021 года. Это открыло путь коренным изменениям в системе борьбы с экономическими преступлениями и созданию новой модели правоохранительного органа — единственного аналитического с правоохранительными функциями органа по борьбе с экономическими преступлениями.

Каких же результатов достигло Бюро за девять месяцев своей работы? Чтобы максимально объективно разобраться в деятельности этого органа коалиция аналитических центров Экономическая экспертная платформа в течение нескольких месяцев мониторила деятельность БЭБ и на днях представила аналитический отчет.

Сразу отмечу, что делать фундаментальные выводы по эффективности деятельности БЭБ за неполный год со дня основания было бы некорректно. Однако мы уже наблюдаем тенденции — к сожалению, не в пользу нового органа.

Бизнес-сообщество ожидало внедрения новой модели полицейской деятельности, которая в странах Европы и США уже прошла испытание в течение длительного времени. Полицейская деятельность, руководимая разведывательной аналитикой, так называемая ILP (Inteligence Led Policing), является краеугольным камнем современной правоохранительной практики, которая подчеркивает проактивную и превентивную общую методологию и дает возможность правоохранителям на один шаг опережать преступников. Правоохранители могут определять и видеть тенденции и закономерности, связывающие различные преступления, лиц и местонахождение, а это, в свою очередь, позволяет намного быстрее и эффективнее реагировать и предотвращать преступления.

Учитывая незначительное время работы ведомства и наряду с фактом продолжающейся с февраля 2022 года военной агрессии РФ против Украины, пока невозможно релевантно рассчитать большинство базовых КРІ ведомства.

Вместе с тем, по результатам анализа и обобщения данных, имеющихся на официальных ресурсах Офиса Генерального прокурора, Государственной налоговой службы Украины, Бюро экономической безопасности и предоставленных непосредственно ведомством, можно сделать лишь определенные промежуточные выводы.

1. Деятельность БЭБ в настоящее время не прозрачна, отсутствуют официальные отчеты на сайте Бюро, руководство отказывается предоставлять подробную информацию народным депутатам, что затрудняет оценку работы этого органа. Эксперты озабочены огромными разногласиями между данными, содержащимися в Форме 1-СЛ (приказ Офиса Генерального прокурора и БЭБ от 31.01.2022 № 13/26), Форме № 1 (приказ Генерального прокурора от 30 июня 2020 г. № 299) и информации, размещаемой на официальном сайте БЭБ. Это ключевой вопрос к БЭБ, без решения которого невозможно сделать полноценный анализ работы Бюро.

В частности, Бюро сообщило, что в результате мероприятий, предпринятых с начала года в ходе расследования уголовных производств детективами БЭБ, возмещен нанесенный государству ущерб на сумму более 3,1 млрд гривен и арестовано имущества на сумму 36,6 млрд гривен.

В свою очередь, Офис Генерального прокурора зафиксировал несколько иные результаты деятельности Бюро за первые 6 месяцев года: возмещен ущерб на сумму 0 грн, наложен арест на имущество в сумме 4,2 млрд грн.

Есть разногласия и по другим статистическим данным: по количеству уголовных правонарушений, в которых лицам вручено уведомление о подозрении; по которым производства направлены в суд с обвинительным актом; по которым производство закрыто или по которым решения еще не приняты.

2. Отсутствие подробных данных лишает возможности осуществить полноценный объективный мониторинг по определенным показателям, вместо этого удалось собрать информацию по нескольким из них из открытых источников.

Учитывая незначительное количество начатых уголовных производств — 142 производства — «белый» бизнес перестал чувствовать постоянный террор со стороны правоохранительных органов. Это, по сути, единственное положительное заключение аналитической работы.

В то же время низкие показатели удельного веса производств, в которых вручено уведомление о подозрении, а также направленных в суд, может свидетельствовать о ненадлежащем качестве и оперативности досудебного расследования и, как следствие, к затягиванию расследования и дальнейшей потере процессуальной перспективы.

3. Согласно официальным релизам на сайте БЭБ, ведется активная работа по аресту имущества РФ, по препятствованию преступлениям с бюджетным возмещением, неуплатой налогов и т. п. Однако эксперты не могут получить официально обезличенные или хотя бы агрегированные показатели по результатам этой работы и сделать соответствующие выводы.

4. Вызывает значительную обеспокоенность кадровая политика ведомства, в частности непрозрачные конкурсы, что привело к конфликту с Советом общественного контроля при БЭБ, и увольнению работников центрального аппарата (тенденция сохранилась и в следующем периоде).

В целом указанные показатели свидетельствуют о том, что качественного прорыва в работе БЭБ по сравнению с подразделениями налоговой милиции ГФС, который позволил бы говорить о настоящей борьбе с экономической преступностью — не произошло.

И это понимает не только украинский бизнес. В проекте Плана восстановления Украины содержится задача «полноценно запустить деятельность Бюро экономической безопасности как ключевого органа в области борьбы с экономическими преступлениями». Для реализации этой задачи предлагается принять законопроект о перезапуске конкурса в Бюро экономической безопасности Украины с привлечением международных экспертов и возможности проведения досудебного расследования экономических преступлений исключительно одним органом. Проектом также должен быть предусмотрен запрет на участие в конкурсе бывших правоохранителей, занимавшихся расследованием экономических преступлений.

Только изменив подход к формированию Бюро мы сможем перезапустить этот орган и вернуть доверие бизнеса и общества к его деятельности.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X