Что не так с бюджетным процессом в Украине

12 июня 2020, 14:30

«Затерянные» в коридорах правительства программы финансирования микробиологов, проблемы Довженко-центра. К чему приведет хаос бюджетного финансирования?

Самая большая проблема — качественное планирование воспринимается на самом высоком уровне как препятствие эффективному бюджетному процессу, хотя должно быть наоборот. Ведь планирование и управление рисками — фундамент эффективных публичных финансов, которые приносят пользу не только тем, кто осваивает средства, но всему обществу.

Видео дня

По скучными канцелярскими оборотами в теме среднесрочного бюджетного планирования на самом деле стоят человеческие судьбы. Именно во время коронавируса, когда государство фактически отказалось от среднесрочного планирования, оно могло бы стать очень вспомогательным. Вместо этого мы видим недоиспользование средств, выделенных на помощь во время карантина гражданам и бизнесу. А также хаотичное сокращение расходов и выделение «коронавирусных» средств на программы с непонятной целью.

Качественная трехлетняя бюджетная декларация учитывает риски, и она имела была заранее спланированный сценарий для действий во время кризиса. И даже если такого масштаба проблем никто не ожидал, у страны был бы достаточный резервный фонд. Его средства можно было бы использовать для покрытия расходов на время, необходимое правительству, чтобы приспособить бюджет к кризису разумно.

Зато у нового правительства, только занявшего места в кабинетах, просто не было другого выхода, как впопыхах сокращать все, что можно сократить без значительного сопротивления со стороны заинтересованных лиц.

Среднесрочное планирование предполагает, что у каждого ведомства есть потолок расходов, а каждая программа служит достижению стратегической цели высшего уровня. Таким образом, их становится легко сравнить между собой и принять решение, от чего можно отказаться, а что наоборот требует внимания.

Зато вся страна следила за приключениями «потерянной» в коридорах правительства программы финансирования микробиологов, разработавших украинские тесты по коронавирусу и были отправлены в отпуска за свой счет. А также за судьбой нового культурного центра — Довженко-центра. Там тоже потерялась бюджетная программа, по которой должны были выплачивать зарплаты его работникам. Художники чуть отбили средства, необходимые на охрану музеев на время карантина. И это точно не все интересные истории, которые произошли во время кризиса.

За бюджетные программы и за формирование целей государства в министерствах отвечают совершенно разные люди. Они могут теоретически встретиться на обзорах бюджетных расходов по программам, но наша практика показала — это миры, которые пересекаются очень эпизодически.

Практика установления четких целей для бюджетных расходов и индикаторов их выполнения обеспечила бы лучшее качество политики помощи гражданам и бизнесу во время карантина. Председатель Счетной палаты Валерий Пацкан на обсуждении «Как эффективно провести бюджетные расходы в кризисный год?», отметил, что средства, выделенные на льготное кредитование малого бизнеса и на выплаты ФОПам на детей, лежат почти не использованными. Программу помощи по частичной безработице, совершенно замечательную идейно, к сожалению, составили и реализовали так, что далеко не каждый предприниматель решится обратиться за средствами.

Зато, пенсионеры — те, кто меньше всего пострадал финансово от кризиса и карантина, получили по 1000 грн доплаты к пенсиям. На что была направлена эта политика? Почему пенсионерам, а не одиноким матерям, оставшимся с детьми на карантине один на один, часто без возможности работать даже утдаленно? Педагоги, по словам бывшей министра Анны Новосад, потеряли 4 миллиарда гривен, эти средства были направлены в «коронавирусная фонд». Оттуда на днях выделено 2.5 миллиарда гривен — но почему-то уже на доплаты работникам МВД. Почему, забрав средства из различных бюджетных сфер, власти решили строить новые дороги, а не больницы или детские сады?

На эти вопросы могли бы дать ответ прозрачные бюджетные программы, с целями и индикаторами эффективности, которые бы объясняли содержание государственной политики. Но их не существует. То, что есть в открытом доступе (органы власти обязаны публиковать эти документы) — очень часто pdf-файлы настолько низкого качества, что их физически невозможно прочитать, не то что конвертировать в машиночитабельний формат. Встречаются даже просто заблюренные вручную цифры, вероятно, для кого-то неудобные. Эти файлы должны быть представлены в виде открытых данных, как представлено уже много данных по открытому бюджету за последние годы. Качество публичной политики будет лучше, если общество и парламентарии четко будут понимать куда и зачем тратят средства.

Сфера управления государственным долгом наглядно показала преимущества среднесрочного планирования. Именно благодаря тому, что Украина несколько лет подряд имела низкий бюджетный дефицит и среднесрочную стратегию долговой политики, во время кризиса сегодняшняя власть может позволить себе использовать «фискальное пространство» — то есть единовременно увеличить дефицит бюджета для покрытия кризисного разрыва между доходами и расходами.

У нового правительства, только занявшего места в кабинетах, просто не было другого выхода, как впопыхах сокращать все, что можно сократить без значительного сопротивления со стороны заинтересованных лиц

Сейчас же правительство отменило плановый верхний лимит для суммы гарантированного государством долга — это значит потенциальное неконтролируемое наращивание «квазифискального дефицита». Мы видели это на примере Нафтогаза, который до 2014 года не называли иначе как «черной дырой». Если тщательное планирование долга — государственного и гарантированного — «потерять», как «потеряли» планы по составлению трехлетней бюждетных декларации, будущий долговой кризис будет лишь вопросом времени.

В меморандуме, который власть подписала с МВФ, содержится обещание ввести среднесрочное бюджетное планирование. Пусть оно из чувствительной работы «для галочки» превратится наконец в инструмент преодоления кризисов и развития страны.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X