Выполнение бюджета 2023. Основные опасности

13 января, 11:11

Как правительство намерено покрыть гигантский дефицит в новом году.

На днях Министерство финансов отчиталось о выполнении доходной части Государственного бюджета в 2022 г. Так, согласно официальной статистике, в прошлом году собственные поступления (налоговая + таможня) на общую сумму 913,2 млрд грн обеспечили только треть всех необходимых расходов госбюджета (2 702,4 млрд грн). Разницу, то есть две третьих расходов, удалось профинансировать преимущественно за счет международной помощи в виде грантов (480,6 млрд грн), кредитов (564,2 млрд грн), а также от размещения ОВГЗ (666,9 млрд грн, из которых 400 млрд выкупил напрямую (напечатал) НБУ). Это — ключевые показатели, на которые следует обратить внимание при анализе возможных источников финансирования бюджетного дефицита и в 2023 г.

Видео дня

Согласно закону о Госбюджете, в текущем году доходы главной сметы страны составят 1 329,3 млрд грн, а расходы — 2 640,2 млрд грн. Покрыть гигантский дефицит правительство планирует, прежде всего, с помощью международного финансирования (гранты + заимствования), общая потребность в котором составляет $36−38 млрд.

Сегодня перспективы выглядят намного лучше, чем на середину 2022 г. Так, ЕС и США уже согласовали пакеты финансовой помощи Украине на общую сумму €18 млрд и $10 млрд соответственно. Однако проблема заключается в том, что утвержденный график финансирования как по срокам, так и по суммам до сих пор отсутствует. По моему мнению, это было сделано (или же — не сделано) с очевидной целью: сохранить дополнительный рычаг влияния на украинских партнеров, чтобы предотвратить откат реформ.

Также в конце 2022 г. стало известно, что Украина ведет переговоры с Международным валютным фондом о новой долгосрочной программе расширенного финансирования, в рамках которой планируется привлечь еще $12 млрд. Работа мониторинговой миссии будет продолжаться до марта. Она будет изучать положение дел и будет готовить свои предложения. Затем начнет свою работу, собственно, Миссия МВФ, которая будет сопровождать программу. Она должна подготовить Меморандум с перечнем условий, который в свою очередь могут утвердить в мае-июне, после чего и поступит первый транш. Обычно это большие суммы, которые могут стать дополнительной «подушкой безопасности» для обеспечения устойчивости Госбюджета-2023. Правда, как и в предыдущем случае, неопределенность со сроками поступления денежных средств актуализирует проблему ежедневного финансирования бюджетных расходов.

Более того, отказ от эмиссионного финансирования НБУ — одно из основных условий будущей программы с МВФ. Как было сказано ранее, в прошлом году оно стало для правительства некой «волшебной палочкой», которую оно использовало в критические моменты для ликвидации кассовых разрывов из-за задержки международной помощи или нехватки собственных поступлений. В случае одобрения программы об этом инструменте придется забыть.

Следовательно, основными рисками выполнения Госбюджета на 2023 год, кроме собственно наличия подтвержденной международной помощи, является отсутствие четких графиков ее получения, а также запрет на эмиссионное финансирование НБУ в рамках нового соглашения с МВФ. Это создает значительные вызовы для своевременного и ритмичного финансирования расходов, для минимизации которых правительство может прибегнуть к использованию других инструментов, в частности, задерживать возмещение НДС или даже придержать социальные выплаты и т. д.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Чтобы избежать подобного негативного сценария, нужно усиливать эффективность работы налоговой и таможни. Их реформирование должно быть в фокусе правительственной политики, поскольку в условиях войны — это вопрос национальной безопасности.

Показать ещё новости
Радіо NV
X