Почему мы энергетически неэффективны

0 комментировать
Закон О введении новых инвестиционных возможностей, обеспечение прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности для проведения масштабной энергомодернизации (Закон об ЭСКО) принят еще в 2015 году

Этим законом предусматриваются особенности функционирования механизма ЭСКО для бюджетных учреждений.

Закон должен был стать эффективным инструментом привлечения частного капитала для внедрения энергосберегающих мероприятий в бюджетных зданиях.

К сожалению, со вступлением в силу Закона Украины «О публичных закупках» (август 2016 года) механизм был практически парализован, так и не начав работать. В чем же причина? Внедряя новую процедуру закупок, наш законодатель достаточно традиционно для себя проигнорировал весь блок, связанный с закупкой энергосервисных услуг, процедура для которых имела свои специфические особенности и регулировалась нормами законодательства о госзакупках. Результат – осуществление закупок энергосервиса стало невозможным.

До середины 2016 года в Украине было заключено только порядка 20 энергосервисных договоров. При этом еще некоторое время инвесторы были настроены достаточно оптимистично – так как ожидали скорого принятия необходимых поправок к Закону об ЭСКО и Закону «О публичных закупках», которые разблокировали бы работу процедуры закупок энергосервисных услуг. Несмотря на то, что поправки были разработаны и поданы в Верховную Раду еще летом 2016 года, только в апреле 2017 они наконец были приняты.

Безусловно, инвесторы по достоинству оценили такое «внимание» к достаточно критичной для Украины сфере экономии ресурсов и снижению энергопотребления. Прежде всего, это стало показателем того, насколько сильно государство заинтересовано в инвестировании частного капитала и насколько оперативно можно ожидать от государства изменений, если на практике при реализации механизма ЭСКО возникнут проблемы. В итоге рынок очень скептически встретил принятие изменений к Закону про ЭСКО и ожидать серьезных инвестиций в эту сферу в ближайшее время не следует.

Никоим образом не улучшает сложившуюся ситуацию и тот факт, что несмотря на принятие изменений к законодательству, технически провести закупку энергосервисных услуг в 2017 году вряд ли будет возможно. Платформа ProZorro элементарно не предусматривает возможности проведения закупки по правилам, установленным для закупки энергосервиса. По самым скромным оценкам разработка необходимых программных модификаций платформы займет от 3-х до 6-ти месяцев, после чего начнется отопительный сезон и говорить о внедрении мероприятий в этом году будет бессмысленно.

Кроме того, инвесторов останавливают и ряд существенных недостатков действующей схемы, которые не были устранены с принятием изменений к Закону про ЭСКО.

Так, существенные и вполне обоснованные претензии предъявляются к понятию базовой линии (базового энергопотребления), от которого и должна считаться экономия энергоресурсов. Традиционно для Украины вместо использования международного опыта и применения общепризнанных механизмов расчета и оценки базовой линии, был придуман новый, более «оптимальный» способ – базовая линия должна рассчитываться, исходя из среднего энергопотребления на объекте за последние три года. Тот факт, что такое энергопотребление существенно зависит от температуры окружающей среды, а потому средние показатели за последние три года не могут считаться достаточно объективными, был проигнорирован.

В результате – инвесторам сложно рассчитать процент экономии, а, соответственно, оценить окупаемость и прибыльность проекта.

Достаточно показательным с этой точки зрения является тот факт, что все заключенные в 2016 году энергосервисные договоры предусматривали лишь установку индивидуальных тепловых пунктов без других значительных энергосберегающих мероприятий. При этом процент гарантированной ЭСКО компаниями экономии также закладывался с огромным запасом – в среднем около 10%, что явно занижено. При этом опыт показывает, что такой подход со стороны инвесторов был в целом оправдан – хотя по отдельным объектам экономия сильно превышала расчетную, по другим, из-за неправильно рассчитанной базовой линии, была существенно ниже.

Содержит Закон про ЭСКО и другие недостатки. К примеру, внедрение механизма ЭСКО требует от местных органов власти совершения ряда шагов, в числе которых – проведение энергоаудитов зданий. За какие средства местные власти должны будут проводить такие аудиты – неизвестно. Государство не предусматривает никаких программ поддержки или помощи. А ведь для оценки первоочередных для внедрения мероприятий объектов мало провести 10-15 энергоаудитов, на которые местный бюджет сумел изыскать ресурсы. Такие аудиты надо проводить массово.

Принимая во внимание упущенное время и показательное игнорирование государством проблем достаточно эффективного механизма привлечения частного капитала в сферу энергосбережения, прогнозировать быстрое развитие рынка ЭСКО услуг сложно.


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: