Для чего ежегодно опрашивать бизнес

0 комментировать
В октябре программа USAID Лидерство в экономическом управленни (ЛЕУ) провела свое заключительное мероприятие

Проект длился 3 года и внес свой важный вклад в политику развития малого и среднего предпринимательства в Украине (МСП).

Флагманским проектом программы, который она оставила после себя, является Ежегодная оценка делового климата (ABCA), национальный опрос предпринимателей, которій уже дважды провел Институт экономических исследований и политических консультаций. Опрос показывает как украинские предприниматели оценивают бизнес-климат, что они собираются на два последующих года, какова ситуация с занятостью, рынками, экспортом и тому подобное. Также ABCA содержит ряд рейтингов: рейтинг барьеров и ожиданий для развития бизнеса, рейтинг регуляторной среды и рейтинг доверия к власти в областях и др.

Я отдаю должное чрезвычайно популярному индексу Doing Business, но с точки зрения оценки эффективности именно государственной политики, исследования ABCA имеет целый ряд преимуществ. Сейчас мы фактически имеем уникальный для Украины инструмент, потенциал которого используется далеко не в полной мере, и именно об этом хотелось бы поговорить подробно.

1. Общеполитическое измерение. Ежегодное проведение исследования ABCA дает возможность не только адекватно оценить восприятие малым и средним бизнесом мер государственной политики, но и настроения МСП, их отношение к государству и ожидания в разных измерениях – в частности в региональной перспективе.

Отдельно отмечу, что с помощью данных ежегодной оценки можно "нарисовать" качественный портрет МС П в Украине. Именно с детального определения целевой аудитории необходимо начинать разработку соответствующей политики. К тому же, динамика суммы денег, которую бизнес тратит на соблюдение регуляторных правил и процедур  – это один из ключевых вопросов реформы регуляторного климата в стране.

Регулярное проведение оценки делового климата должно стать "обычным" компонентом политики развития МСП. Ведь без такого рода исследований, политикам просто не хватает адекватного понимания того, что происходит с объектом регулирования, и как он реагирует на соответствующие меры политики.

2. Региональное измерение. На практике, региональная и местная власть вынуждены реагировать на проблемы, с которыми сталкивается бизнес в их регионе. Процесс децентрализации придает им новые возможности в плане содействия развитию МСП.

Инструмент ABCA может помочь региональной и местной власти сначала увидеть барьеры, существующие в их регионе. Затем, в рамках своих полномочий, – "снимать" местные барьеры, тормозящие развитие МСП. Своей деятельностью местные власти должны активно влиять на формулировку повестки дня экономической политики на общенациональном уровне

3. Предпринимательское измерение. Для того, чтобы разработать адекватную политику содействия развитию МСП и эффективно ее реализовать, власти нужно вести постоянный, структурированный и ответственный диалог с бизнесом. При этом последнему очень часто не хватает умения четко определить характер и содержание общих для бизнес-сообщества требований и приоритетность их решения. Эта проблема имеет и обратную сторону – низкая способность бизнес-ассоциаций эффективно защищать интересы своих членов, что, в свою очередь, тормозит процесс развития таких объединений.

Ежегодный опрос сектора МСП дает возможность предпринимателям четко сформулировать конкретный репрезентативный "запрос" на соответствующую политику, мониторить эффективность воздействия этой политики и формулировать перечень приоритетных сфер взаимодействия правительства и частного сектора.

4. "Донорское" измерение. Сейчас в Украине действуют многие проекты иностранной технической помощи, имеющие целью улучшение делового климата, конкретную поддержку отраслей и отдельных предприятий. При таких условиях важность регулярной оценки делового климата предпринимателями бенефициарами таких программ невозможно переоценить. В рамках отдельных проектов осуществояются попытки создать собственные инструменты оценки делового климата и поведения (например, готовности инвестировать или расширять производство) первичных экономических агентов.

Ежегодная оценка делового климата Украины дает возможность донорам оценить эффективность правительственной политики в части создания нормального регуляторного режима, адекватно планировать свою деятельность в рамках проектов технической помощи и оценивать эффективность проектов технической помощи в части развития предпринимательства.

5. Аналитическое измерение. Ежегодная оценка делового климата –это большой массив во многом уникальной качественной информации. С каждым годом ее объемы будут только расти. На основе этих данных можно проводить самые разнообразные исследования, способствовать формированию национального пула экспертов по вопросам оценки делового климата. Речь идет об экспертах, которые работают с бизнесом, представителях высших учебных заведений, государственных и негосударственных научно-исследовательских учреждений. Результаты Оценки в формате Open Data будут стимулировать расширение и углубление теоретических и прикладных исследований делового климата

Выводы

Итак, как сделать так, чтобы наработки проектов иностранной технической помощи становились стандартной составляющей разработки и имплементации экономической политики? По моему мнению, умение использовать соответствующие инструменты является лучшим свидетельством институциональной зрелости правительства в широком смысле этого слова.

Бизнес-ассоциации должны выступать инициаторами и заказчиками регулярных исследований общих для бизнеса проблем регуляторного климата, качественных бизнес-процессов, обобщенных настроений предпринимателей и тому подобное. Для меня лично понятно, что предпринимательские объединения, не реализующие функцию «познай себя» и не занимающиеся серьезно анализом делового климата, по определению не могут вести на равных диалог с властью. Соответственно, аргументов для защиты интересов бизнеса и своих членов, в частности, они не будут иметь.

Различные международные инструменты оценки бизнес-процессов вроде Doing Business слишком идеализированные.   Во многих случаях для измерения прогресса реформ нужны именно национальные инструменты оценки, которые бы адекватно отражали нашу социально-экономическую и политическую специфику. Я не говорю сейчас о поисках украинской теоремы Пифагора. Современные методы применения количественных и качественных методов оценки давно освоены. Далее, время применять их для наших нужд.


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: