10 реалий для бизнеса и власти

0 комментировать
На прошлой неделе во многих городах Украины праздновали День предпринимателя. Поэтому поговорим о проблемах развития малого и среднего бизнеса (МСБ) в Украине

В очередной раз перечислять те трудности, с которыми сталкиваются украинские предприниматели, нет смысла. Отмечу, что мы мало говорим о константах. О так называемых "реалиях нашего времени" в предпринимательской среде. И, как бы мы их не оценивали, - как проблему или угрозу - эти явления и тенденции имеют часто объективный характер.

Они зарождаются в Украине или приходят из-за рубежа. Их надо адекватно учитывать при планировании и осуществлении предпринимательской деятельности, а также разработке документов политики. Ведь есть целый ряд моментов, которые пока остаются вне публичных дискуссий.

1 Спрос и проблема реализации. По данным национального опроса МСБ Ежегодной оценки делового климата, низкий спрос стал самым большим препятствием для роста бизнеса в 2016- начале 2017 года. Это препятствие превысило по важности неблагоприятную политическую ситуацию, которая представляла наибольшую проблему для бизнеса в 2015 году.

Очевидно, что в ближайшие 3-5 лет темпы роста экономики Украины остаются весьма умеренными. При таких условиях, чисто в экономическом плане, возможности реализации товаров и услуг на внутреннем рынке будут оставаться ограниченными. А вот конкуренция за потребителя будет только усиливаться.

Поэтому для целого ряда МСБ экспорт становится вполне реальной альтернативой внутреннему рынку. В условиях сравнительно низкого спроса выигрывает тот, кто строит маркетинговую стратегию.

2 Мобильность рабочей силы. Международная миграция сегодня – это "устойчивый" экономический феномен. Страны с высоким уровнем доходов и жизни всегда будут нетто-импортерами рабочей силы из менее развитых стран. Поэтому украинским МСБ, да и крупным предприятиям, в долгосрочной перспективе объективно придется конкурировать за украинские рабочие руки с иностранными работодателями. В то же время, уже сейчас надо серьезно заниматься разработкой иммиграционной политики с позиций привлечения в страну трудовых ресурсов.

3 Информационное обеспечение бизнеса. Мы живем во времена, когда объемы и скорость "генерации" информации, и коммерческой в т.ч., стремительно растут практически каждый день. При таких условиях поиск и обработка необходимой информации становится качественно иной проблемой, чем это было раньше.

МСБ должен, так или иначе, адаптироваться к этой реальности. Эти моменты следует обязательно учитывать центральным и местным органам власти, особенно, при разработке информационных ресурсов для предпринимателей. По данным ежегодной оценки делового климата, создание такого ресурса входит в топ-3 ожиданий украинского МСБ от государства.

4 Качественные изменения на рынке труда. Речь идет о развитии различных форм самозанятости и качественные изменения в мотивации к труду. Вспомним о поколении Z: реальностью стала модель работать "когда хочешь и над чем хочешь". Работа, в первую очередь, для многих становится способом самореализации. Поэтому для работника на первый план выходят "спокойствие души и интересное дело", а не материальные стимулы.

5 Возможности для собственного дела. Сегодня приобрести оборудование и сырье для производства практически любых товаров и услуг по приемлемым ценам становится все легче. "Миниатюризация" оборудования и процессов производства позволяет обходиться меньшими помещениями. В отдельных отраслях развивается рынок оборудования second-hand. Следствием этих процессов является определенное выравнивание условий конкуренции между производителями товаров и поставщиками услуг.

6 Кооперация МСБ. В современных условиях бизнес имеет возможность оптимизировать внутренние производственно-коммерческие процессы за счет аутсорсинга. А также создания коммерческих партнерств с другим предприятиями с целью выхода на внешние рынки. Хорошим примером являются бизнес-ассоциации, которые могут выполнять определенные производственно-коммерческие функции от имени ее членов.

7 ОГА, как участник создания национальной политики развития МСБ. С администрацией работают общины, районы. У нее достаточно ресурсов и людей. ОГА, как зонтик, собирает все, что происходит в регионе и выполняет коммуникацию на более высокий уровень.

Что дальше? Область должна активно предлагать конкретные действия по улучшению предпринимательской среды на общенациональном уровне. И должна это делать, исходя из практики функционирования МСБ, на своей территории. ОГА также должна предусмотреть меры по перераспределению определенных властных полномочий в процессе децентрализации.

8 Межрегиональная конкуренция за инвесторов и предпринимателей. Региональные единицы получают мощные инструменты для привлечения инвесторов, если вкладывают средства и усилия в развитие инфраструктуры и местных институтов по поддержке МСБ, снижают ставки платежей, сборов и налогов, которые устанавливаются на местном уровне.

Реформа децентрализации началась недавно, поэтому сегодня рано говорить о полноценной регуляторной конкуренции между областями и между территориальными общинами. Но, в контексте развития МСБ, эти и другие вопросы следует обсуждать уже сейчас. Для здоровой конкуренции очень важно сохранять равные условия для всех игроков. При конкуренции на местных рынках между предприятиями из других областей очень важно избежать соблазна прибегать к формальным и неформальным мерам "местного" протекционизма.

9 Инфраструктура. Очевидно, что эта проблема является чрезвычайно острой для Украины, особенно с точки зрения качества транспортных сетей. При прочих равных условиях, именно территории с более развитой инфраструктурой являются наиболее привлекательными для развития МСБ.

Не менее важным является развитие социально-бытовой инфраструктуры как условия "закрепления" трудовых ресурсов на соответствующих территориях. Это школы, здравоохранение и т.п. То есть то, что мы называем "жизнь после работы".

10 Безопасность предпринимательства. Защита прав собственности, физическая и финансовая безопасность предпринимательства, кибербезопасность – это те витальные потребности, которыми государство должно обеспечить бизнес. Кроме того, безопасность касается как нечестной конкуренции, так и репрессивных действий контролирующих органов. Последнее будет способствовать здоровой регуляторной конкуренции между регионами.

Честно работать должно быть выгодно, престижно и безопасно.

Журнал Новое Время №38

Тема номера — Спецназ Кремля. Российское ГРУ превратилось в монстра с многомиллиардным бюджетом, который смешит мир нелепым поведением своих «шпионов».

Читать журнал онлайн
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: