Бухучет и аудит ждут большие перемены в 2018

28 декабря 2017, 12:39

Уходящий год был мега продуктивным в вопросе изменений законодательства, в том числе, касающегося и финансовой сферы.

В частности, финансовый рынок получил два очень важных закона – изменения к закону "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" (№4646-д) и закон "Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности" (№6016-д). Оба документа должны вступить в силу уже с 1 января следующего года.

Видео дня

Что они изменят? Изменения к закону о бухучете и финотчетности разделят предприятия на категории – микро, малые, средние или крупные. Для микро и малых предприятий будет введена сокращенная финансовая отчетность в составе только баланса и отчета о финансовых результатах.

Этот закон вводит новую категорию компаний – "предприятия, представляющие общественный интерес". К этой категории будут отнесены эмитенты, ценные бумаги которых допущены к биржевым торгам, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, другие финансовые учреждения. Что будет с этими предприятими? Они должны будут составлять и подавать свою отчетность в соответствии с МСФО (Международными стандартами финансовой отчетности). Кроме того, как только будет разработана и запущена новая Система подготовки и подачи финансовой отчетности в электронном формате, базирующаяся на стандарте XBRL, они перейдут на подачу отчетности в электронном формате. Запуск этой системы ожидается с 2019 года.

Термин "предприятия, представляющие общественный интерес" является ключевым также и для нового закона об аудите. Потому что закон в отношении таких предприятий вводит обязательный аудит финансовой отчетности, повышает требования к их аудиторам, и создает новый орган надзора за такими аудиторами.

Мы довольно долго работали над концепцией "предприятий, которые представляют общественный интерес". По изначальному замыслу отнесение предприятий к этой категории было продиктовано не размерами предприятий, а степенью их влияния на финансово-экономическую стабильность страны, рынка. И все участники дискуссии сходились во мнении, что кроме ломбардов (поскольку они не работают с клиентскими деньгами), к этой категории должны относится все участники финансового рынка и эмитенты, чьи ценные бумаги торгуются на биржах. Именно поэтому к этой категории предприятий выдвигаются более высокие требования по раскрытию информации и аудиту финотчетности. Ведь в случае возникновения проблем у предприятий этой категории возникает угроза нанесения урона не просто конкретному инвестору, а возможно всей финансовой системе страны.

Но тем не менее, несмотря на общее согласие с концепцией, в финальной редакции изменений к закону о бухучете большая часть профессиональных участников фондового рынка, который очевидно является частью финансовой системы, не была включена в категорию "предприятий, которые представляют общественный интерес".

Из сотен субъектов фондового рынка представляющими общественный интерес признаны только эмитенты, ценные бумаги которых допущены к биржевым торгам (ожидается, что в 2018 году их количество вряд ли будет превышать 10 предприятий) и негосударственные пенсионные фонды (сейчас их насчитывается 64). А более 520 других участников фондового рынка - торговцы ценными бумагами, компании по управлению активами, депозитарные учреждения - не попали в категорию общественно значимых, несмотря на то, что они распоряжаются сотнями миллиардов гривен своих клиентов, а по сути - общественными средствами.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Эти компании в подавляющем большинстве являются микро или малыми предприятиями. Так их определяет законодательство о бухучете. Но их статус и размер ни в коей мере не должны влиять на качество надзора за ними.

Безусловно, для этой категории компаний наращивание собственных активов не является целью бизнеса. Поэтому они и являются малыми. Во многих странах они так и называются – рыночные посредники - market intermediaries. И в разных странах существует разная практика построения такого бизнеса. Есть страны, где на весь рынок насчитывается 7 торговцев ценными бумагами. У нас их около 280, включая банки. И такое количество в соотношении с размером нашего рынка конечно не предполагает, что эти компании могут быть крупными.

Это упущение в законодательном поле мы пытались исправить внесением поправок в закон об аудите, но увы эта поправка не была принята.

Если посмотреть на международную практику, то возникший пробел с фондовым рынком, который не попал в сферу регулирования принятых законов – как обычно имеет ярко выраженный "украинский характер". В большинстве других стран регуляторы рынка капитала не сталкиваются с аналогичными проблемами с надзором. Им не нужно свои нормы встраивать в отраслевые законы. Потому что практически все регуляторы рынков капитала имеют достаточные полномочия, чтобы устанавливать всесторонние законодательные требования к участникам своих рынков, в том числе и требования к финансовой отчетности и аудиту. У нас же, увы, ситуация иная.

Но мы должны понимать, что рынок капитала невозможно построить без качественной, правильно составленной финансовой отчетности. Непременным условием качества финотчетности является ее составление по единым хорошо известным всем правилам и требованиям. И именно от качества финансовой отчетности и качества раскрытия информации зависит уровень доверия к финансовому рынку страны.

Недавнее исследование Европейской комиссии по ценным бумагам (ESMA) показало, что 77% инвесторов в Европе предпочитают иметь доступ к корректной финансовой отчетности компании, составленной по международным стандартам. Инвесторам не так важно, как компания рассчитывает пруденциальные нормативы, им важно иметь качественную базу для того, чтобы провести самостоятельный анализ компании, будь это эмитент, контрагент или клиент.

Каковы могут быть последствия не включения большинства профессиональных участников фондового рынка в перечень "предприятий, представляющих общественный интерес"? Прежде всего, это непрозрачность рынка. Несмотря на расхожее мнение, что прозрачность нужна только регулятору, очевидно, что это не так. В первую очередь, она необходимо клиентам этих компаний, инвесторам. Клиент, работающий на европейских рынках и ориентирующийся на международные стандарты, всегда будет стремиться видеть реальную картину и реальное финансовое здоровье компании, которой он доверяет свои средства.

Как только мы сможем обеспечить условия для качественной подготовки финансовой отчетности участников рынка капитала - мы увидим, как изменится отношение к нашему рынку в мире.

С учетом сложившихся обстоятельств у нас есть полгода, чтобы решить этот вопрос и добиться того, чтобы по итогам 2018 года ко всем участникам финансового рынка Украины применялись одинаковые подходы к раскрытию финансовой отчетности и ее аудиту. Так что мы будем продолжать вести этот диалог и продолжать работу над повышением качества наших законов.

Показать ещё новости
Радіо NV
X