Какой будет монетарная политика НБУ и от чего будет зависеть устойчивость гривни в 2023 году

10 января, 13:01

Решение НБУ о стремительном повышении учетной ставки сразу на 15 пунктов в июне превысило ожидание абсолютного большинства участников рынка. В то же время споры о целесообразности такого шага между отдельными экспертами продолжаются до сих пор.

Ключевые аргументы против такого решения — слабая монетарная трансмиссия и существенное удорожание кредитных ресурсов для реального сектора экономики в условиях фактической фиксации обменного курса. В то же время следует отметить, что ослабление монетарной трансмиссии вызвано рекордным ростом ликвидности банковской системы из-за необходимости финансирования расходов в условиях войны, а стоимость/доступность кредитов обусловлена в первую очередь ростом кредитного риска, вызванного факторами войны.

Видео дня

Не вдаваясь в детали дискуссии о целесообразности/своевременности столь стремительного повышения учетной ставки, не являющейся целью этой колонки, можно утверждать, что за полгода рынок постепенно адаптировался к изменению монетарных условий: в целом ставки растут по всем сегментам финансового рынка (в т.ч. по ОВГЗ, долгое время демонстрировавшему резестивность к повышению ставок из-за позиции Минфина). Несмотря на турбулентность, Правление Национального банка оставалось последовательным в своих решениях и коммуникациях: в начале декабря члены Правления четвертый раз подряд единодушно высказались за сохранение учетной ставки на уровне 25%, а прогноз по учетной ставке оставался неизменным (Национальный банк прогнозирует ее снижение начиная со ІІ квартала 2024 года), как и коммуникации по готовности «усилить монетарные условия для сохранения управляемости курсовых и инфляционных процессов».

В то же время малозаметной (и скорее противоречивой) прошла новость о том, что в итогах дискуссии членов Комитета по монетарной политике Национального банка относительно уровня учетной ставки от 7 декабря 2022 впервые было отмечено то, что «несколько членов КМП считают, что цикл снижения учетной ставки может начаться ранее, чем предполагал октябрьский прогноз». Такая позиция отдельных членов КМП не является непоследовательной или противоречивой, поскольку:

а) прогнозы учетной ставки не являются обязательствами центрального банка и регулярно пересматриваются вместе с изменением макроэкономических условий и предположений

б) такая коммуникация создает необходимое пространство для изменения политики в случае нормализации макроэкономической ситуации в 2023 г. Наличие такого пространства необходимо, учитывая, что в Украине макроэкономическая среда в условиях войны/ее завершения может меняться очень быстро.

В отличие от июньского решения стремительно повысить учетную ставку (что было обусловлено в первую очередь последствиями структурного шока полномасштабной войны с РФ) решение о переходе к циклу смягчения монетарной политики потребует четких предпосылок и не станет неожиданностью. Среди ключевых предпосылок ее смягчения можно отметить:

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

1. Не только стабилизация фактической инфляции и инфляционных ожиданий (особенно домохозяйств), но и наличие признаков тренда для их снижения. В январе 2023 года НБУ сделает обновленный макропрогноз на 2023 год. Первый и второй квартал уже могут показать, как будет уменьшаться инфляция. И уже потом можно будет говорить, по моему мнению, сможет ли НБУ перейти скорее к циклу смягчения монетарной политики;

2. Относительная ясность перспектив экономического обновления (сейчас прогнозы на 2023 г. колеблются от однознакового сокращения до двузнакового роста, преимущественно в зависимости от продолжительности и интенсивности войны);

3. Снижение девальвационных ожиданий и возврат валютного рынка к возможности самосбалансирования (постепенный отказ от фиксированного курса).

Хотя Правительство и Национальный банк продолжают прилагать усилия для обеспечения макроэкономической стабильности (МВФ недавно одобрил четырехмесячную Мониторинговую программу для Украины) и очевидно улучшили координацию монетарной и фискальной политик, решающий вклад в наличие вышеперечисленных предпосылок должны сделать ВСУ.

Показать ещё новости
Радіо NV
X