Ресурсы, цены, зимний дизель. Будет ли топливо в Украине зимой?

13 октября, 10:55

Учитывая недавний ажиотаж на колонках, тезисно пройдемся по ключевым вопросам относительно топливного рынка. Ситуация полностью противоположна «электрической», хотя и со своими нюансами.

1. Ресурсов полностью хватает. Даже есть определенный профицит, образовавшийся из-за динамического импорта накануне недавнего возобновления акциза. Поэтому всплеск продаж на АЗС 10 октября порадовал рынок.

Видео дня

В целом страна успешно прошла сезонный пик потребления, который выдался удивительно спокойным. Таким образом тестирование прошла новая система нефтепродуктообеспечения, построенная буквально за 3−4 месяца взамен уничтоженным 100% довоенных источников поставок. Сейчас у нас есть не только новая диверсификация импорта через западную границу, но и принципиально иная логистическая структура. Например, более 40% горючего поступает в бензовозах, в то время как до войны так почти не возили. Остальное идет по железной дороге через множество переходов. Сама жизнь заставила создать такую гибкую и разветвленную систему снабжения. Это наша первая большая «энергетическая» победа в этой войне.

2. Сентябрьские запасы застабилизировали цены, но это может быть ненадолго. На прошлой неделе крупнейшие нефтедобывающие страны мира договорились о сокращении добычи. Результат на табло: если в конце сентября цена на нефть была 85 доллар/барр., то сейчас имеем 97. Дизтопливо за этот период прибавило $200 (6 грн/л). В то же время бензин прибавил всего $80.

Свежие партии ДТ заходят уже по 50 грн/л. Если везти в центр или на восток, это уже 53 грн/л. Пока октябрьская цена миксуется с сентябрьскими запасами по 45−46 грн/л, но так вечно не будет. Удержать цены на колонках с такой себестоимостью будет сложно (сегодня это 52−57 грн/л). А вот по бензинам — вполне реально.

Кого поблагодарить? Кого и всегда! Западная пресса пишет, что решение ОПЕК+ продавили Саудовская Аравия с россией. Она видит в этом желание качнуть только что успокоившиеся цены на топливо в США накануне выборов в Сенат в ноябре. Недовольство должно подорвать рейтинги демократов во главе с Байденом.

3. С легкой руки Дмитрия Леушкина (директора группы компаний PRIME), на повестку дня вышел вопрос зимнего дизтоплива. Подумать есть над чем. Северная часть Европы имеет те же климатические условия, что и Украина, поэтому продукт зимнего качества будет. В нашем случае речь идет о таких поставщиках, как Польша, Литва, Германия.

Сложнее с югом, откуда мы везем почти половину объемов дизтоплива. Ну, не производят в Греции зимнюю марку. Но ведь мы украинцы! Трейдеры уже начали эксперименты с добавлением морозостойких присадок. Говорят, есть еще, над чем поработать. Кроме того, в переговорах с производителями наши предлагают воспользоваться старым дедовским методом — добавлять в состав ДТ авиакеросин. Это для НПЗ может быть интересно, потому что авиатопливо сейчас дешевле дизельного.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Идут переговоры и по арктической марке (температура застывания -32 градуса, обычная марка — до 20 мороза). Из позитива — предложения есть. Но ведь цены на «арктику» безбожны, на 150−200 $/л выше, чем на зимнюю марку. Как говорил слепой: посмотрим.

Итак, выводы. Первый и главный — топливо будет. Второй — цена будет рыночная, спрогнозировать ее невозможно, особенно учитывая вызовы времени. Главные из них — эмбарго на импорт российской нефти в Европу с 5 декабря, нефтепродуктов — с 5 февраля. Европейцы нервничают, боятся, но руки делают. На юге Европы проблем вообще не видят, потому что там ближе к азиатским и арабским поставкам, на севере немного тревожнее, но опять-таки вопрос только в цене нероссийского импорта.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X