Борьба с украинскими картелями. Справляется ли АМКУ

2 сентября 2019, 11:00

Монопольные злоупотребления пугают инвесторов больше войны

Мировая история защиты и развития конкуренции начинается с древних времен в различных формах и проявлениях, однако современный этап становления конкурентного правопорядка отсчитывается с момента принятия Актов Шермана (1890) и Клейтона (1914) в США. Позже к этой инициативе присоединились другие страны. Активная же фаза распространения конкурентного правоприменения началась во второй половине 20 века, в том числе, с момента формирования ЕС. Сегодня в более чем 120 странах мира введена система защиты конкуренции в предпринимательской деятельности.

Видео дня

В Украине это также является одной из прерогатив государства, что закреплено в ст. 42 Конституции Украины, и регулируется конкурентно-антимонопольным законодательством начиная с 1993 года.

Почему же все развитые страны мира и большинство из развивающихся ввели или вводят такую систему? Ответ очевиден — экономическое развитие и привлечение частных инвестиций невозможны без эффективной системы защиты и развития конкуренции, и Украина не является исключением.

В Австралии пересмотр законодательства и приоритезация правоприменительной практики в сфере конкуренции привели к росту ВВП на 2.5%

Ярким примером эффективности конкуренционной политики стала реформа этой сферы в Австралии, Южной Корее, Мексике, Южно-Африканской республике и других странах. Так, к примеру, в Австралии пересмотр законодательства и приоритезация правоприменительной практики в сфере конкуренции привели к росту ВВП на 2.5%. В Мексике, при содействии Организации экономического сотрудничества и развития, внедрена программа развития телекоммуникационного сектора посредством развития конкуренции, что привело к уменьшению цен на мобильный интернет на 75% и привлечению дополнительных 50 млн абонентов в течение четырех лет. Такие и другие показатели, связанные с совершенствованием конкурентного правопорядка, являются весомыми составляющими привлекательного инвестиционного климата.

Очевидно, Украина имеет возможность значительного увеличения экономических показателей именно благодаря улучшению функционирования системы защиты и развития конкуренции.

По оценкам экспертов, отрицательный экономический эффект от всех видов антиконкурентных нарушений в Украине может достигать $20 миллиардов США ежегодно.

С целью преодоления таких вопиющих вызовов национальной экономике необходимо, как минимум:

 — проанализировать законодательство на наличие ограничений в конкуренции и внести соответствующие изменения;

 — провести исследования состояния конкуренции на стратегических рынках государства, обратить особое внимание на рынки энергетики, сельского хозяйства, ритейла, фармацевтики и здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта;

 — при обнаружении нарушений, провести расследование и прекратить противоправные действия;

 — проанализировать решения регуляторов и других органов государственной власти о возможных нарушениях правил конкуренции и отменить их в случае неправомерности;

 — обеспечить неотвратимость наказания за доказанные правонарушения, что, в частности, будет обеспечивать превентивный эффект в антимонопольном правоприменении.

Такие действия приведут к росту ВВП, созданию новых рабочих мест, внедрению инноваций, повышению социальных стандартов населения и совершенствованию инвестиционного климата Украины, что крайне необходимо в ситуации, когда поступления от украинцев, работающих за рубежом, почти в четыре раза превышают объем прямых иностранных инвестиций в страну.

Существует необходимость безотлагательного анализа состояния конкуренции на рынках сельскохозяйственной земли и сельскохозяйственной продукции в Украине. Руководители государства уже не раз говорили о намерении введения рынка земли уже к концу 2019 года. Сам по себе подобный шаг является прогрессивным, однако в условиях искаженной конкуренции может привести к увеличению рыночной власти крупных аграрных компаний за счет ограничения возможностей малого и среднего предпринимательства, фермеров.

Малое и среднее предпринимательство (далее — МСП), как двигатель экономики и сердцевина среднего класса общества, должно получить особую защиту АМКУ в виде:

 — постоянного контроля за действиями монополистов и крупных компаний;

 — выявления и пресечения антиконкурентных действий органов власти в центре и на местах в виде решений, предписаний и других действий, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции;

 — максимальных штрафов за наиболее опасные антимонопольные нарушения, такие как картельный заговор с целью установить высокие цены или устранить с рынка добросовестного конкурента (во многих странах за такие действия существует даже уголовная ответственность);

 — предоставление надлежащего и равноправного доступа к правоприменению всем предпринимателям;

 — проведение постоянной разъяснительной работы с предпринимателями относительно их прав и обязанностей.

В Украине примерно в десять раз меньше крупных предприятий по сравнению с ЕС. При этом они занимают почти одинаковую долю в экономике

В Украине примерно в десять раз меньше крупных предприятий по сравнению с ЕС. При этом и в Украине, и в ЕС они занимают почти одинаковую долю в экономике. Это может свидетельствовать о наличии барьеров в предпринимательской деятельности МСП в пользу крупных предприятий. Поэтому МСП должны получить надлежащую поддержку государства и действительно стать движущей силой экономики.

Такие барьеры могут быть в виде картельных сговоров между монополистами по установлению цен или распределению рынков, которые крайне негативно влияют на развитие предпринимательства и инвестиционной привлекательности проектов в Украине.

Одним из лучших образцов ЕС в сфере выявления картельных сговоров является правоприменительный опыт Федерального конкурентного ведомства Австрии. Начиная с 2011 года они провели более 150 проверок у нарушителей и наложили штрафные санкции на более чем 200 миллионов евро. Это привело к снижению цен для потребителей и устранению искусственных ограничений, в частности, в деятельности МСП.

В Украине же, государстве с населением примерно в четыре раза больше Австрии, аналогичные проверки не проводятся и это объясняется несовершенством законодательства. Более того, в Украине картельные сговоры почти не пресекаются хотя они, с большой вероятностью, пронизывают большинство секторов экономики. Единственным исключением является выявление заговоров в публичных закупках, преимущественно по формальным признакам, и заговоры, раскрытые в ходе следствия правоохранительными органами. В «тени» могут оставаться до 90% картельных сговоров.

Злоупотребления в сфере публичных закупок и предоставления незаконной государственной помощи, также являются источниками для создания барьеров в предпринимательстве и ограничения конкуренции.

Общеизвестно, что публичные закупки являются привлекательными для нарушителей и дают им возможность получения быстрых сверхприбылей. Такая практика распространяется на все закупки, от построения инфраструктурных объектов до приобретениюя оборудования и оплаты за предоставляемые услуги. Добросовестные МСП и крупные компании, в значительном количестве случаев, отказываются от участия в тендерах или проигрывают их. При этом объем публичных закупок достигает 13% ВВП в Украине.

В 2015 году в АМКУ поступило около 1350 жалоб, а в 2019 количество жалоб может превысить 10 000

Антимонопольный комитет является органом обжалования в сфере публичных закупок, однако не секрет, что количество жалоб, которое постоянно увеличивается 2015 году в АМКУ поступило около 1350 жалоб, а в 2019 количество жалоб может превысить 10 000), значительно превышает институциональную способность этого органа в данном направлении правоприменения. В результате, мы можем видеть как положительные так и несовершенные решения АМКУ в этой сфере, которые не обеспечивают надлежащее противодействие правонарушителям и защите конкуренции.

По оценкам международных организаций, отрицательный экономический эффект от заговоров на торгах может достигать до 30% от общего объема закупок, то есть до 4% ВВП, или примерно до $3 миллиардов. Такие действия ограничивают возможности страны в привлечении инвесторов, а неправомерная финансовая нагрузка, которая ложится на центральный и местные бюджеты больше суммы, которую Украина получает от Международного валютного фонда в течение года. Кстати, даже в такой развитой стране как Япония, удалось сократить государственные расходы в сфере публичных закупок почти на 20% путем восстановления конкуренции и уменьшение случаев злоупотреблений.

Предоставление незаконной государственной помощи создает искусственные преимущества в предпринимательской деятельности и устраняет с рынка добросовестных предпринимателей. Все недополученные этими предпринимателями прибыли, вместо реинвестиций в бизнес и инновации оседают в карманах коррупционеров и на их оффшорных счетах.

Важно то, что конечными бенефициарами эффективной конкурентной политики являются потребители товаров и услуг. Государство должно защитить их интересы и обеспечить доступ к широкому ассортименту качественных товаров и услуг по наиболее выгодной цене. Ключевым механизмом, который способен выполнить эту задачу в условиях рыночной экономики является эффективная система защиты конкуренции.

Интересы монополистов

Интересы монополистов в Украине мало чем отличаются от интересов монополистов в других странах мира, а именно — увеличение доходов путем получения преимуществ в предпринимательской деятельности по сравнению с их конкурентами. При этом, преимущества могут быть как законными (инновации, оптимизация производства, маркетинговые кампании), так и незаконными (устранение конкурентов с рынка, картельные сговоры между компаниями с целью установления монопольных цен или распределения рынков, или коррупционные сговоры с представителями государственных органов с целью получения антиконкурентных преимуществ и т. д.), возможность же применения законных или незаконных преимуществ бизнесменами зависит от эффективности защитных функций государства.

Результатом применения законных преимуществ является развитие экономики, снижение цен на продукцию и услуги для конечного потребителя, увеличение ассортимента качественных товаров и услуг, укрепление конкурентоспособности предприятий и тому подобное.

Результатом же незаконных преимуществ является увеличение цен на товары и услуги для потребителей даже на традиционно дешевые товары или услуги, уменьшение качества продукции или услуг, упадок экономики и стандартов для населения и бизнеса. Монопольные злоупотребления, которые приводят к этим результатам, являются злом для общества и должны жестко присекаться АМКУ.

После проведения элементарного экономического анализа продовольственных цен в Украине и скажем в Польше и Литве, мы видим, что даже такие базовые продукты питания как картофель или сахар в Украине могут быть дороже чем в странах соседях. При этом рабочая сила, стоимость энергоносителей и покупательная способность в Украине ниже. Одной из причин высоких цен на продовольствие, лекарственные средства и другие товары первой необходимости может быть картельный сговор среди компаний или злоупотребление их монопольным/доминирующим положением.

Энергетика

Одной из фундаментальных проблем Украины является состояние конкуренции на рынках энергетики. Антиконкурентные действия энергетических монополистов негативно влияют на развитие и конкурентоспособность всего украинского предпринимательства, национальную безопасность Украины и благосостояние общества. Эта тема активно использовалась политиками во время избирательной агитации, однако это никак не влияет на конечный результат — установление цен на экономически обоснованном уровне. Рынки электроэнергии, природного газа, и топлива традиционно относятся к области крупных компаний и конгломератов. Такие игроки имеют мощные возможности влияния на регуляторную политику страны и формируют свои команды из лучших экономистов и юристов. Только опытные и преданные своей профессии специалисты могут противостоять такому натиску.

На вопрос общества относительно правомерности и проконкурентности формул «Роттердам+», «Дюссельдорф+» в украинских реалиях, нужно предоставить окончательные ответы на основе тщательного антимонопольного анализа. Также проверить состояние конкуренции на рынке природного газа и выработать предложения по его дальнейшему проконкурентное развития, установить постоянный антимонопольный контроль за новым рынком электроэнергии; оценить состояние конкуренции на рынках горючего и, в частности, установить истинные причины параллельного повышения цен на автозаправочных станциях; пресекать случаи незаконных отказов или волокиты с подключением предприятий к электросетям и преодолеть другие вызовы конкуренции на рынках энергетики.

Функционирование АМКУ и совершенствование законодательства

Первоочередной задачей для руководства Антимонопольного комитета должно стать восстановление доверия к эффективности их правоприменительной деятельности среди предпринимателей и общества. АМКУ, в качестве борца за честную конкуренцию, должен быть угрозой для нарушителей и защитой для добросовестных предпринимателей. Как упоминалось ранее, АМКУ должен стать «флагманом» изменений и, опосредованно, катализатором экономического развития. Такой имидж станет залогом эффективного диалога между государственным органом и бизнесом, будет стимулировать становление проконкурентного мышления и подходов у предпринимателей.

Доверие к Антимонопольному комитету будет зависеть от ряда факторов, среди которых можно выделить следующие:

—  равноправный доступ к правоприменению всех предпринимателей;

—  предотвращение коррупционных схем;

—  обеспечение реальной конфиденциальности лицам, сообщают АМКУ о наличии антимонопольных нарушений;

—  высокий уровень профессиональной подготовки работников АМКУ и его территориальных отделений;

—  публичность и транспарентность в их деятельности (при этом речь не идет о постах в социальных сетях и интервью, имеется в виду публичное объяснение правоприменительных подходов и стратегии действий государственного органа).

Несмотря на то, что АМКУ не является фискальным органом и не должен основывать свою работу на идеологии пополнения государственного бюджета, тем не менее объем как наложенных, так и прежде всего взысканных в пользу государства штрафов за антимонопольные нарушения на основе профессионально проведенных расследований, может быть одним из показателей эффективности этого правозащитного органа.

Сумма антимонопольных штрафов ЕС только за картельные сговоры с 2015 по 2019 год превысила 8 миллиардов евро

Возвращаясь к опыту ЕС, стоит отметить, что сумма их антимонопольных штрафов только за картельные сговоры с 2015 по 2019 год превысила 8 миллиардов евро. При этом, индивидуальные штрафы за совершение других видов антимонопольных нарушений известными компании как Google и Apple, достигли 2.4 и 13.1 миллиардов евро соответственно.

С целью надлежащего выполнения полномочий Антимонопольным комитетом и эффективного функционирования всей системы защиты и развития конкуренции необходимо срочно внести изменения в законодательство. Первоочередное внимание следует уделить таким вопросам как:

—  процедура выявления и расследования картелей (заговоров среди компаний нарушителей с целью завышения цен или устранения/недопущения на рынок конкурентов)

—  совершенствование законодательства о публичных закупках с целью устранения положений, которые негативно влияют на конкуренцию (возможность негативного влияния на тендерный процесс правонарушителями и т. д.);

—  создание специализированного судопроизводства в сфере конкуренции, обеспечит баланс в правоприменительной деятельности АМКУ;

—  развитие конкурентно-процессуального законодательства, что обеспечит одинаковый подход к аналогичным делам и предсказуемость действий АМКУ.

Профессиональная команда АМКУ

Конкурентно-антимонопольное право и правоприменение являются специфическими и сложными отраслями. Они сочетают экономические и правовые основы, которые могут быть эффективно применены только узко квалифицированными специалистами. Такие специалисты должны глубоко понимать причинно-следственные связи в экономических процессах и философию конкуренционной политики, а не только оперировать заученными положениями законодательства или понимать отдельные составляющие антимонопольной политики или правоприменения.

Более того, для последовательно эффективных действий АМКУ необходима «институциональная память» и преемственность в правоприменительной деятельности этого государственного органа. К сожалению, существовала практика кардинального изменения в деятельности АМКУ в зависимости от назначенного руководящего состава. Назанчаемые персоналии в большинстве случаев не соответствуют квалификационным требованиям на момент назначения и набирают практического опыта только во время своей деятельности.

Руководство АМКУ должно избираться на конкурсной основе, с частичной ротацией государственных уполномоченных через каждые 3−5 лет. Необходимо избегать назначения государственных уполномоченных без надлежащего профессионального уровня или понимания антимонопольной политики, права и правоприменения. Одновременно, руководство этого государственного органа должно обеспечить постоянный учебный процесс своих сотрудников, их деятельность в соответствии со стратегией государственного органа и с одинаковыми подходами в правоприменении по всей территории Украины.

Выводы

Современные экономические вызовы являются многовекторными. Страны, в борьбе за инвестора, применяют прогрессивные подходы, основанные на совершенных системах регулирования предпринимательства и правоприменительной практики, в том числе, в сфере конкуренции. В этих условиях, эффективное функционирование Антимонопольного комитета и всей системы защиты и развития конкуренции в Украине — не роскошь, а фундаментальный механизм обеспечения жизнедеятельности экономики с перспективой ее выздоровления в краткосрочной перспективе.


Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X