Ритейл в Украине: что изменилось на рынке?

9 ноября 2021, 08:40

Основные тенденции и изменения, всколыхнувшие рынок в этом году.

В последнее время в бизнес-кругах, сосредоточенных на розничной торговле, произошли тектонические смещения. Одни расширяются, другие, наоборот, закрывают свои магазины. одних «съело» влияние коронакризиса, другие нашли в нем новые возможности. Вот главные конфигурации рынка.

Видео дня

Изменение 1. Конец некоторых игроков

Недолгая история российской сети Мere. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов заявил, что российская сеть супермаркетов Mere с 15 октября не может работать на территории Украины, потому что против нее введены санкции.

Все началось с того, что российская сеть супермаркетов Mere вышла с заявлением об открытии 40 магазинов в Украине. Тогда же сообщалось, что сеть планирует возобновить работу своего магазина в Николаеве. В тот момент в СНБО исключили такую возможность и пообещали «принять меры» относительно городских властей, которые будут отдавать преференции российскому бизнесу.

Спустя некоторое время СНБО фактически внес в «черный список» проект владельцев российской сети Светофор, принадлежащей бизнесменам из Красноярска Сергею и Андрею Шнайдерам. В итоге история Mere в Украине закончилась, даже не начавшись.

Грустный конец Фуршета. Фуршет был пионером на рынке системного продуктового ритейла Украины и долгое время успешно развивался и демонстрировал рост как по количеству магазинов, так и по продажам. Однако потом что-то пошло не так, и сеть оказалась на грани закрытия.

В начале этого года владельцы объявили о банкротстве и начали продавать свои активы. Скандал вокруг многомиллионных долгов не утихает до сих пор. И если мы говорим о тектонических сдвигах на рынке, то в большей степени они произошли именно из-за закрытия Фуршета. Ведь продажи активов этой сети привели к значительному расширению другой сети.

Изменение 2. Ребрендинг

Превращение Мегамаркета в Ultramarket. После 20 лет существования Мегамаркет становится Ultramarket. В этом году был произведен ребрендинг двух гипермаркетов и откроются еще два новых магазина до конца года.

Причина ребрендинга проста — сейчас супермаркеты должны давать больше, чем раньше. И ребрендинг Мегамаркета, и открытие магазинов под новым брендом позволили изменить идеологию и вдохнуть новую жизнь в старый бренд.

Сегодня в цене не только качество на полках, хрустящая свежесть в корзине покупок по разумным ценам. Важна также и атмосфера, где люди покупают продукты. Вот почему этот шаг был очевиден.

Изменение 3. Появление на украинском рынке новых игроков

Lidl может открыться в Украине. В Украине уже в ближайшее время может появиться крупнейшая европейская сеть супермаркетов Lidl. Она станет конкурентом АТБ, но при этом может привести к быстрому закрытию Экомаркета и Великої кишені. Об этом говорится в анализе профильного ресурса Fuit-Inform.

Как правило, Lidl занимает лидирующие позиции по ценам, но сделать это в Украине будет весьма не просто. Уж точно сложнее, чем в Польше. Это обусловлено тем, что по оценкам EastFruit, только 26% всех овощей и фруктов продается через сети супермаркетов, а 74% товарооборота — это реализация на рынках, в плодоовощных киосках и уличная торговля.

Изменение 4. Неожиданные слияния

Покупка сети мини-маркетов нефтяным оператором. Наверняка многих удивил сам факт возможной покупки сети мини-маркетов КОЛО нефтяным оператором ОККО.

В июне 2021-го сеть КОЛО достигла отметки в 250 магазинов. Приблизительно в это время начались переговоры о ее продаже. По слухам, переговоры начались в начале лета и должны быть уже на финальной стадии. Скорее всего, они продают весь бизнес.

Изменение 5. Непредсказуемое расширение

Fozzy Group вытеснила АТБ. Fozzy Group открыла наибольшее количество новых магазинов в первой половине 2021 года по сравнению с другими крупнейшими розничными сетями Украины. Исследование GT Partners Ukraine.

Согласно исследованию Fozzy Group открыла 49 магазинов и потеснила бывшего лидера прошлогоднего рейтинга — АТБ — сразу на третье место с показателем 39 новых торговых точек.

Стремительный прорыв Мясомаркета. В МХП сообщили, что намерение компании в 2021 году — 150 новых торговых точек, что с учетом открытых в прошлом году 52 магазинов расширит торговую сеть Мясомаркет до 200 магазинов. Поэтому можно назвать эту сеть джокером на рынке, поскольку мало кто ожидал, что они начнут так стремительно расширяться, занимая первые места по темпам роста.

Сегодня конкуренция в ритейле — на пике. Покупатели стали требовательными и разборчивыми. Они хотят получать предложение, соответствующее их запросам. Ритейлеры, осознавая это, расширяются в новых форматах или закрываются, понимая, что не могут соответствовать потребностям покупателей. И это самый главный тренд 2021 года и следующего, думаю, тоже.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X