После праздников. Благотворительность в украинском семейном бизнесе — возможен ли системный подход?

22 января 2020, 16:30

Филантропия без видения, ценностей и измеряемости показателей — это одноразовая акция или подарок

Бизнес ежегодно проявляет щедрость на Рождество: опека и помощь обездоленным, социальные проекты, подарки и многое другое. К сожалению, часто фестиваль щедрости заканчивается с праздниками. Предпраздничные акции и действа, как правило, дарят положительные впечатления, создают иллюзию привлечения, но не создают эффекта продолжительности. А истинные изменения несут системные проекты с качественным менеджментом.

Видео дня

2019 ознаменовал важное событие: бизнес признал, что максимизация дохода перестает быть единственным его приоритетом. Решение социальных проблем и изменение качества жизни — вот какой лозунг у Business Roundtable, признанного руководителями глобальных корпораций мира.

Близки к этим идеям семейные компании, которые строятся на доверии и общих ценностях. Они хорошо понимают и знают вопросы и проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются их сообщества.

В нашей истории много примеров: семьи Ханенко, Шептицких... В каждом регионе современной Украины есть род, который заслуживает отдельного рассказа. Филантропия присуща семейным компаниям, поскольку их видение выходит за пределы корпоративного понимания бизнеса. Они часто инвестируют в среду, благосостояние сообществ, укрепление общественных ценностей, их интересует воспитание и привлечение следующих поколений. И бенефиты, которые часто получают такие компании, являются следствием слаженной, дальновидной филантропии: растет благосостояние общин, формируется положительное отношение к компании, растет доверие в обществе.

И здесь уже трудно провести границу такой филантропии: она кардинально меняет поведение и управленческие подходы. Поэтому семейные компании часто предлагают двойные решения. Компании, принадлежащие таким семьям, внедряют политику корпоративной социальной ответственности, а сами семьи создают собственные благотворительные фонды, целью которых часто является не одноразовая благотворительная акция, а системная работа для достижений глубинных трансформаций в обществе: образовательные программы, именные гранты, поддержка социальных инициатив, борьба с глобальными вызовами и прочее.

Приоритетом семейных компаний является «игра в долгую» с глубоким ценностным содержанием. Для них важны репутационные выгоды и некоммерческие бенефиты, поскольку деятельность компаний часто ассоциируют с конкретными фамилиями и определенными людьми. Такой бизнес, как правило, избегает необдуманных, рискованных проектов с сомнительными целями и непрозрачными стейкхолдерами.

Особенно тщательно семейная филантропия выбирает направления работы и ищет идеи для реализации проектов, поскольку это может объединять представителей большой семьи, помочь передавать ценности между поколениями и способствует воспитанию поколения наследников. В мировой практике часто существуют примеры, когда молодые представители семьи наравне со взрослыми вовлечены в работу семейных благотворительных фондов. Таким образом, филантропия очень органична для семейных компаний, поскольку является способом распространения их базовых ценностей и путем к прямому вовлечению в решение глобальных проблем общества.

Поэтому проекты, которыми они занимаются, в основном имеют высокую устойчивость и высокий уровень общественного доверия. Этим также частично можно усилить способность семейных компаний существовать веками.

В Украине только формируется базовое понимание семейного бизнеса, поэтому и семейная филантропия только зарождается. Однако способность бизнеса строить качественную филантропическую деятельность обеспечивает реализацию принципа «win-win», когда решение глобальных общественных проблем обеспечивает постоянство и успех бизнеса.

Поэтому филантропия без видения, ценности и измеряемости показателей — это разовая акция или подарок.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X