Чему бизнес и благотворительные организации могут научить друг друга?

6 декабря 2021, 07:40

Как опыт третьего сектора может пригодиться коммерческому и зачем им вообще нужно выстраивать долгосрочные отношения?

В конце октября наша команда посетила конференцию European Foundation Centre ( EFC). Среди присутствующих 250 благотворительных организаций были такие гиганты сферы, как Lego Foundation, Rockefeller Foundation, IKEA Foundation, Jacobs Foundation, Robert Bosch Stiftung и другие. Все перечисленные — именные частные фонды или фонды, созданные бизнесом.

Видео дня

Любопытный факт: фонду Robert Bosch Stiftung принадлежит контрольный пакет акций Robert Bosch GmbH. То есть, условно говоря, покупая технику Bosch, потребители не просто закрывают собственную потребность, но и финансируют деятельность благотворительного фонда, поддерживающего культурные, социальные и научные проекты.

Другой пример — Rockefeller Foundation. Основатель фонда Джон Рокфеллер увлекся масштабной благотворительностью благодаря Эндрю Карнеги (один из самых богатых людей за всю историю планеты). Последний в своем тематическом эссе утверждал, что часть состояния необходимо жертвовать в пользу общества. Это мнение оказало влияние: сегодня именной фонд Рокфеллеров — инициатор создания и основной спонсор организации Global Impact Investing Network, объединяющей ключевых мировых импакт-инвесторов.

Импакт-инвестирование, то есть инвестирование проектов, направленных на реализацию целей устойчивого развития, стало одной из ключевых тем конференции EFC — как ее официальной части, так и неформальных дискуссий. Представители именных благотворительных фондов сходятся во мнении, что сегодня как никогда мир (в том числе мир бизнеса), сконцентрирован не только на прибыли, но и на ценностях и наследии, которые каждый человек, сообщество или целые компании оставляют после себя. Культура благотворительности и культура дарения в мире — традиция, существующая годами, а сегодня она на пике популярности.

В Украине культура дарения также существовала во все времена (стоит только вспомнить наших меценатов — от Анны Заславской до Терещенко) — но была прервана в советский период. Пока эта культура понемногу возрождается, и наша задача — развивать ее. Для этого бизнес, власть и профессиональный третий сектор должны объединить усилия.

Нельзя не заметить большой спрос на общественно важные проекты: крупные узнаваемые на рынке бренды внедряют масштабные социальные кампании, жертвуют средства на добрые дела или даже создают собственные фонды. Вот почему бизнесу, стремящемуся быть социально ответственным, следует обладать уровнями партнерства с опытными благотворительными организациями: именно они, а не исключительно штатные маркетологи, смогут предоставить вам экспертные ответы по вопросам, над которыми работают. Они помогут использовать бюджет на корпоративную социальную ответственность действительно с пользой и ради устойчивого эффекта, к которому мы все стремимся.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Кстати, о постоянстве. Тренд на заботу об окружающей среде с каждым годом становится все сильнее, и почти каждый фонд поднимает вопросы экологии — независимо от того, что является основным фокусом его деятельности. Ответственное потребление, смягчение последствий изменения климата, сохранение ресурсов планеты — все эти стремления входят в перечень 17 целей устойчивого развития ООН, и каждая ответственная организация, коммерческая или неприбыльная, пытается выстроить собственную стратегию, учитывая эти цели.

Культура благотворительности и культура дарения в мире — традиция, существующая годами, а сегодня она на пике популярности

В Украине по ряду причин часто деятельность благотворительных организаций ориентирована на решение безотлагательных вопросов. Такая деятельность крайне важна, и нельзя недооценивать роль организаций, которые, скажем, занимаются гуманитарной помощью. Но есть и другая сторона этой истории — системная работа не с последствиями, а с причинами. Именно системность и устойчивое развитие стали вторым важным вопросом конференции, на который следует обратить внимание каждому.

Третий аспект, который мы с командой отметили для себя, — дипломатия. Любое участие представителей Украины в крупных международных мероприятиях, в том числе масштабных благотворительных конференциях, наподобие организованной European Foundation Centre, влияет на восприятие нашей страны мировыми партнерами.

Наш фонд принимал участие в конференции EFC впервые, и накануне мы готовились к тому, как вскоре начнем долго рассказывать о миссии фонда и развитии культуры благотворительности в Украине. Каково же было приятное удивление, когда коллеги из других стран подходили к нашей команде первыми и говорили: «Zagoriy Foundation? Да, мы знаем о ваших исследованиях состояния благотворительности в Украине и хотели познакомиться».

Из этого можно сделать еще два вывода:

— во-первых, мир все еще в восторге от данных и подхода, ориентированных на данные в любой сфере. В изречении «кто владеет информацией, тот владеет миром» слово информация уверенно можно заменить словом данные (думаю, изобретатели соцсетей со мной согласятся).

— во-вторых, крайне важно, чтобы на международных мероприятиях мы транслировали об Украине не только негативные новости, но и говорили о классных современных явлениях, которыми стоит гордиться.

Одним из таких, например, является креативность третьего сектора и диджитализация благотворительности (система онлайн-пожертвований благодаря развитому онлайн-банкингу у нас действительно работает хорошо).

— в-третьих — партнерство. Обращает на себя внимание факт существования множества эффективных благотворительных ассоциаций в мире. Организации объединяются, дабы их голос звучал сильнее. В наших реалиях благотворительные инициативы кое-где относятся к союзам и партнерствам с предосторожностью, а зря. Тренд на объединение и коллаборации уже господствует и в мире бизнеса, и в мире филантропии. И, наверное, это хороший знак к тому, что наступает время объединять усилия ради создания win-win situations для каждого, кого будущее, прошлое и настоящее страны беспокоят в равной степени. Поэтому призываю коллег из некоммерческого сектора и партнеров в бизнесе не бояться творить большие истории вместе и инициировать эффективные партнерства — потому что в такой командной игре нет проигравших. Есть только победители.

Показать ещё новости
Радіо NV
X