Женский бизнес: вместе сильнее
У женщин в Украине есть отличные идеи, реализовав которые, они могут улучшить жизнь других. Но они боятся идти в серьезный бизнес. Не верят в свои силы, не могут найти инвесторов, сталкиваются со стереотипами. Что с этим делать?
Я переехала в Киев в 2013 году вместе со своей семьей. За плечами имела опыт работы директора по коммуникациям в телевизионной компании. Меня не устраивала перспектива сидеть дома с детьми. Ни разу никто не решался сказать, что я не могу что-то сделать только потому, что я женщина. Кстати, первое, что сказал мне папа, когда я сообщила, что собираюсь уехать за мужем в Украину, было: «Я не воспитывал тебя, чтобы ты была домохозяйкой».
Еще во Франции я часто бывала в новых ресторанах и кафе, рекомендовала куда пойти своим друзьям. Выбор был однозначен: я основала свой гид по лучшим ресторанам The Pink Guide. И недавно представила уже четвертое издание, посвященное киевским и одесским гастрономическим точкам. Я смело ушла в новую для себя сферу. Возможно, потому, что во Франции, где выросла и работала, в бизнесе нет разницы, кто основатель — мужчина или женщина. Гендерное равенство является приоритетом государственной политики, около 40% предприятий страны создаются по инициативе женщин.
Возглавляемая мной Франко-украинская торгово-промышленная палата также активно продвигает идею равенства в Украине. Поэтому мы были удивлены, проанализировав списки экспертов наших конференций. Оказалось, что большинство выступающих у нас специалистов — мужчины. Очевидно, что во всех сферах и направлениях обязательно есть и женщины-экспертки. Мы внимательно следим за представительством эксперток на наших мероприятиях. Это одна из возможностей для нас сделать женщин в предпринимательской сфере более видимыми.
Будем откровенны — потенциал женщин в бизнесе недооценивают. По данным Международной организации труда, около 50% производительности женщин остаются неиспользованными. Получив равные возможности, они могли бы работать гораздо эффективнее на общее благо. Речь идет не только о создании бизнесов, предлагающих новые решения, но и о конкретных цифрах. Как утверждает исследование Глобального института McKinsey, продвижение равенства женщин может добавить от 12 до 28 триллионов долларов в мировую экономику до 2025 года.
Женщины-предприниматели больше пострадали во время пандемии
Владелиц компаний в Киеве всего 28%, и это самый высокий показатель среди украинских городов. Если рассматривать 330 крупнейших по объему выручки украинских компаний, только 11, то есть 3% имеют единственную бенефициарную владелицу.
В то же время украинки все активнее овладевают сферой малого бизнеса. Несмотря на то, что в коронавирусном 2020 году количество новых ФЛП в Украине сократилось на 6%, женщины основали на 5% больше таких бизнесов, чем мужчины. Чаще всего они работают в сфере обслуживания: открывают салоны, детские сады, рестораны и туристические агентства, производят одежду, украшения и домашний декор, предоставляют юридические и финансовые услуги.

Именно малый бизнес в сфере услуг оказался наиболее уязвим к карантинным ограничениям. В период локдауна заводы работали, а рестораны, салоны, ателье, магазины были закрыты. Многие предприниматели вынуждены были прекратить свою работу на неопределенный срок. Школы и детские сады также закрылись, женщинам пришлось приглашать няню, чтобы полноценно работать и совмещать работу с домашними делами.
Пандемия негативно отразилась на 92% бизнесов женщин-предпринимателей, отмечается в исследовании «Портрет украинских женщин-предпринимателей» 2021 года. 40% из них были вынуждены приостановить бизнес-деятельность, 20% отметили уменьшение оборота товаров и услуг. Ситуация еще больше усилила неравенство между бизнесами, которыми чаще всего владеют женщины и мужчины.
Преодолеть стеклянный потолок
Чрезвычайно важной для меня проблемой, касающейся гендерного равенства, является стеклянный потолок. Это понятие означает неочевидное и невидимое препятствие, которое в определенный момент предстает перед всеми женщинами в их профессиональной деятельности. Они не могут так же быстро развиваться, идти вверх по карьерной лестнице, как мужчины. «Застревают» в одной точке, как бы многие ни работали.
Семейное окружение не защитило меня от таких суждений как «мы не привыкли повышать беременную» (в этот момент разница в оплате труда мужчин и женщин становится сильнее) или двух последующих, противоречащих друг другу «вы знаете, что 1-летнему ребенку нужна мать», а затем «bon après midi», что в переводе «хорошего дня» (фраза обычно используется во Франции с 12:00 до 17:00), когда вы идете в 18.30 забирать детей от няни.
Для активных женщин единственной возможностью преодолеть стеклянный потолок является основание собственного дела, в котором не существует других препятствий, чем «в голове». По моим наблюдениям, женщины в бизнесе отличаются многозадачностью, гибкостью и социально ответственным подходом. Организуя конкурс «Создано женщинами» мы как раз ищем тех украинок, которые сумели обойти этот стеклянный потолок, стали лучшими руководительницами и предпринимательницами. Стараемся, чтобы они рассказали о своих успехах другим, мотивируя тех, кто еще колеблется.
Основательницами конкурса являются члены комитета бизнес-леди, созданного в 2018 году во Франко-украинской торговой палате. В комитет входят президентки и СЕО, которые достигли карьерных высот и хотят поддержать женщин, только начинающих свой путь в бизнесе. Одним из наших важных направлений является организация конкурса «Создано женщинами». Мы понимаем, что должны вместе готовить лучший мир для наших дочерей.
Победительницы наших первых трех конкурсов — Руслана Рымарская, которая основала семейную пекарню со здоровой выпечкой, без глютена или дрожжей, Евгения Николайчук, соучредительница сети винных баров, представляющих украинских виноделов, Александра Балясная, основательница бренда товаров для преждевременно рожденных младенцев, обеспечивающих максимально приближенные к внутриутробным условия. Их бизнесы — важные инициативы, имеющие социальную составляющую, предлагают здоровые и полезные продукты, развивают новые отрасли. Это умные, смелые женщины, успешные в своей профессиональной деятельности. Они готовы ломать устаревшие стереотипы и стать лицом новой Украины.
В этом году мы открыли четвертый конкурс «Создано женщинами». Кандидатки могут предоставить информацию о своих проектах на сайте конкурса до 30 января 2022 года. В апреле международное жюри определит победительницу, которая получит 100 тысяч гривен и деловую поездку в Париж. Уверена, денежная поддержка поможет и дальше развивать собственный бизнес, несмотря на осложненную коронавирусом ситуацию на рынке. Да, Александра Балясная на эти средства приобрела ткани и ее производство смогло работать без перебоев. Часть из них потратила, чтобы обновить сайт компании и сделать оформление онлайн заказов более удобным для клиентов. Это очень важный сервис для бизнеса в условиях карантинных ограничений.
Радует, что количество участниц конкурса ежегодно увеличивается. Для меня он не просто отличие лучшей бизнес-леди или новые примеры для вдохновения. Это создание общества женщин, которые поддерживают друг друга и становятся еще сильнее.