Вы запустили собственный бизнес и тут грянул кризис. Что теперь?

17 июня 2020, 15:30

Девять выводов из собственного опыта

Мой собственный бизнес родился в самый разгар кризиса — в июне 2015 года. Сегодня нам 5 лет, и за это время я получила колоссальный опыт развития в нелегкие для страны и ее экономики, сложные для моих сотрудников, партнеров, близких и лично меня времена.

Видео дня

Мы часто слышим о том, что кризис — это время новых возможностей, прогрессивных идей, тот самый момент, когда общество созрело и жаждет перемен, и, возможно, наиболее подходящий период для реализации собственного потенциала. Действительно, думала я, и шла вперед.

Признаться, не раз опускались руки, принимались отчаянные решения, происходили расставания с людьми, а также разочарования. Но, за этот нелегкий период (а он далеко не закончен) я вынесла много уроков о том, как устоять и не сдаться. При чем не только на опыте своей компании, но и на опыте проектов, в которых участвовала.

1. Не начинайте бизнес без стратегии. Особенно в кризис

А давайте создадим бизнес, а потом разберемся, что куда. Так делать нельзя. Очень скоро вы поймете, что либо шли не туда, либо вышли не с тем продуктом, либо не оценили рынок и конкурентов, либо же недооценили свои силы.

Для начала определите ключевые цели вашего бизнеса, сегментируйте потребителей в соответствии с их потребностями и характеристиками, ответьте на вопрос, чем, как и с кем вы можете закрыть эти потребности? Проведите анализ рынка: кто ваши конкуренты? Какие их позиции? В чем ваши/их преимущества? Кто может быть вашим потенциальным партнером? Безусловно, каждая стратегия пересматривается время от времени. Ведь мы живем в мире, где инновации возникают раньше, чем о них подумаешь.

2. Знайте в лицо друзей и врагов

Определите сильные и слабые стороны вашей компании. Поймите, на кого вы сможете опереться, и кто будет ставить преграды. Оцените риски и возможности, степень их влияния на ваш бизнес и вероятность реализации. Кризисы всегда показывают слабые места бизнесов и лучше иметь запасные планы выхода (несколько, желательно) заранее, чем судорожно хвататься за любую соломинку, когда корабль идет ко дну.

В моей ситуации основными рисками оказались мои партнеры, которые оставили бизнес, кто раньше, кто позже. Качественно составленный устав и соглашение учредителей — это не просто затраты, от которых можно на старте бизнеса отказаться, это распределение функционала и ответственности между участниками, это «брачный договор». Я совершенно беспечно отнеслась, когда в момент распределения зон ответственности мои партнеры захотели просто быть моими замами. Это был первый звоночек о том, что для них все не серьёзно.

Вложения в бизнес так же должны быть пропорционально доли участия. Так же считайте и рыночную заработную плату учредителей, как их вложения в бизнес, даже если на первом этапе вы не можете выплачивать заработную плату.

3. Не живите на «широкую» ногу за счет бизнеса. Проводите постоянный и детальный анализ затрат

Это раньше украинский бизнес мог себе позволить шикарные автомобили с водителями, роскошные виллы и вечеринки с банкетами. Сейчас это уже не модно. Особенно, за счет своего же бизнеса.

Не наращивайте затраты, не связанные с разработкой вашего уникального продукта и узнаваемостью вашей компании и продукта на рынке. Не выбрасывайте деньги на китч. Лучше сразу оцените свое реальное финансовое состояние и составьте прогноз финансовых потребностей на ближайшие несколько месяцев, а, возможно, и лет. Когда вы не генерируете постоянный доход, важно подумать о вариантах покрытия расходов: банковское кредитование, инвестиционное финансирование, возможно, кредитование партнеров. Направляйте прибыль на развитие бизнеса, а не в карман.

4. Найдите хороших продавцов не потом, а сейчас

Не бейте наугад по воробьям — вы тратите невосстанавливаемый ресурс, время, и теряете веру ваших сотрудников в бизнес. Найдите эффективных продавцов и доверьте им одну из важных задач бизнеса — привлечение клиентов. Для этого необходимо точно понимать цели компании, представлять, куда мы хотим прийти, и каких результатов достичь. Немаловажным фактором является поиск и внедрение технологий продаж, соответствующих специфике бизнеса, сфере деятельности и стратегии вашей компании.

5. Соберите команду из надежных людей. Отсекайте токсичных сразу же

Это очень важный вопрос на начальном этапе любого предпринимателя. Каким бы гениальным и профессиональным вы ни были, в одиночку ничего не получится. Более того, будущее компании напрямую зависит от того, кого вы определите в партнеры — рядом с вами не должно быть случайных людей.  Именно партнеры, а не сотрудники, должны быть с вами в начале вашего дела. Им следует быть готовыми ко всем сложностям.

Для меня главный критерий — человеку нужно «болеть» делом, и у него должны «гореть глаза». Постоянно общайтесь с командой, контролируйте эмоциональное состояние всех, кто находится рядом, поддерживайте их в критические моменты. Помните: не будет быстрых результатов, вы строите бизнес вашей мечты, у которого есть миссия, видение и ценности, а не компанию под названием «быстро заработать и исчезнуть с лица земли».

И да, также помните о том, что расставаться с токсичными сотрудниками нужно сразу же. Ведь одни люди делают бизнес, а другие его убивают.

6. Умейте делегировать задачи и ответственность

Умейте вовремя понять и принять тот момент, что основным тормозом бизнеса являетесь именно вы. Наступает время, когда учредителю просто необходимо отойти от операционного управления бизнесом. Ваши сотрудники растут вместе с бизнесом. И если они не будут видеть рост своей ответственности и полномочий, то вы рискуете потерять самый важный актив своего бизнеса — лояльных и высокопрофессиональных сотрудников, которые прошли с вами самый тяжелый период роста.

7. Инвестируйте и контролируйте ваши активы

Ваш бизнес растет пока вы инвестируете в развитие, позиционирование и маркетинг. Об этом важно помнить всегда. Сколько бы не зарабатывал ваш бизнес, определите ту часть прибыли, которая будет оставаться на развитие. Нет, не на отпраздновать, а именно на развитие.

8. Не жалейте себя и не ищите оправдания

В этот момент жизни, как никогда, необходимо собраться, задействовать все свои внутренние резервы и возможности, и действовать. Жалость к себе — основная причина, которая не дает человеку добиться успеха, останавливает его личностный рост и саморазвитие. Поэтому не нужно жаловаться на тяжелую судьбу и усталость — чем больше у вас клиентов, тем успешнее бизнес.

9. Не останавливайтесь

Развивайтесь сами и выделяйте бюджет на развитие ваших сотрудников. Не зарплатой единой живут сотрудники вашей компании, им так же, как и вам, нужно признание и рост.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X