Бизнес-экосистемы. Логика ведения бизнеса, которая позволила Amazon победить Sony

19 июня 2019, 15:30

Как локальным украинским компаниям сотрудничать с гигантами

Более восьми лет я руковожу экосистемами. Опыт создания бизнес-экосистем, управления ими, вхожденияе в другие экосистемы позволял мне безболезненно увеличивать стоимость бизнесов в 2−3 раза. Экосистемная логика позволяла высокотехнологичному бизнесу, входящему в топ пять компаний мира, поддерживать необходимый уровень инноваций и не терять позиций. Экосистемная логика позволяла извлекать из кризиса крупные холдинги, не имевшие ни ресурсов, ни эффективных бизнес-моделей.

Видео дня

Международные бизнесы и международные институты уже давно применяют этот подход из-за огромного уровня угроз и сложности вызовов, стоящих перед ними. В мире произошел колоссальный сдвиг. Если раньше задачей бизнеса было придумать идею, более мощную, чем у конкурентов, то сейчас этого уже недостаточно. Потому что сегодня конкуренты могут быстро копировать идеи, и тогда нам остается соревноваться лишь ценой. Более того — конкурент может привлечь под ту же идею более мощных партнеров с более мощными возможностями и капиталом. И он выигрывает.

Развитие e-readers. Amazon vs Sony

Amazon и Sony достигли радикально различных результатов в развитии e-readers. Почему так произошло? Эти результаты имели корни в совершенно разных подходах к построению экосистем.

В 2006 году Sony создала исключительное устройство портативного e-reader: яркий экран, длительное время автономной работы, много памяти. Sony смогли достичь того, чего не удавалось ни одному ридеру: читательский опыт, близкий к традиционной печати со всеми преимуществами хранения, поиска и портативности, присущих цифровым медиа. Запуск имел огромную поддержку прессы.

Так почему же, имея непревзойденный продукт, Sony не смогла привлечь потребителей?

Компания была сосредоточена на самом устройстве. Но читатели ожидали надлежащего контента. Успех зависел от включения в игру большой армии авторов и мощных издательств.

Sony не смогла найти достаточных экономических и юридических стимулов для включения издательств и читатели не встали в очередь за ридером.

Когда рынок ридеров наконец сформировался — он это сделал на условиях Amazon.

Sony имела убедительное видение, как и Amazon. Ключевая разница заключалась в том, каким образом Amazon выстроил экосистему, каким образом привлек к ней сильных ключевых игроков. Он изменил связи и отношения между участниками экосистемы и нашел достаточно рычагов и стимулов для изменения бизнес-моделей издательств для цифровых книг. Amazon выиграл бой со значительно более слабым устройством.

Тогда чем можем выиграть мы

Мы можем стать частью экосистемы, где каждый участник работает на общую идею и усиливает друг друга. Нам не нужно иметь у себя все ресурсы, нам нужно иметь партнеров с необходимыми ресурсами.

Когда возникают бизнес-экосистемы

Когда актер или группа актеров решают мобилизовать большое количество независимых участников, чтобы работать вместе, достигая общих целей. Экосистема всегда должна иметь идею. Чтобы создать экосистему, мы должны найти участников, которые имеют достаточно ресурсов, возможностей, компетенции и капитала, чтобы реализовать нашу идею.

Небольшой игрок системы может даже не знать, какой была идея архитектора системы. Но если его интересы в этой системе сбалансированы, если ему выгодно в ней работать — он автоматически будет работать на идею.

В любой экосистеме присутствуют ключевые игроки — хабы. Они определяют и идеи, и правила игры. Есть нишевые игроки. Работающие в экосистемах, они в несколько раз усиливают свои способности и одновременно усиливают ключевого игрока. При этом ключевые игроки, чтобы оставаться сильными, должны обеспечить силой и нишевых участников. Иногда они о них заботятся даже больше, чем о себе. Потому что нишевые игроки являются основой реализации их задач. Небольшой игрок системы может даже не знать, какой была идея архитектора системы. Но если его интересы в этой системе сбалансированы, если ему выгодно в ней работать — он автоматически будет работать на идею.

В экосистемах все взаемообъединены и взаимозависимы. Все участники знают свои роли и соглашаются их выполнять. Например, существует платформа Real Time Value Network, которая сознательно объединяет крупные корпорации с локальными компаниями. Ранее руководители региональных бизнесов, например в Житомире или Черкассах, не могли прийти в компанию Siemens и сказать: «Я хочу быть партнером и производить для вас комплектующие». Это было за пределами возможного. Сегодня так можно и нужно делать. Потому что компании Siemens нет смысла наращивать у себя все мощности, но ей нужны партнеры, которые имеют соответствующие компетенции. И желательно, чтобы таких партнеров было несколько. Это сложнейшая задача для крупного бизнеса, и это огромные возможности для локальных компаний.

Специально для НВ Бизнес

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X