Женщина в бизнесе — украинская специфика

8 августа 2020, 09:30

Когда я переехала из Франции в Украину, было впечатление, что должна выбирать между развитием в бизнесе и семьей. Откуда берутся эти украинские стереотипы?

Я приехала в Украину семь лет назад вместе с мужем и дочерьми. В Париже работала директором по коммуникациям в крупной компании, но переезд в Киев изменил жизнь на 180 градусов — передо мной встал вопрос с которым сталкиваются сотни женщин: а чего я хочу?

Видео дня

Оказалось здесь, в Украине, я должна выбирать — работать и развиваться в бизнесе дальше, или остаться замужней женщиной и посвятить себя дому и семье. Однако я стремилась быть собой, хотела и дальше быть бизнес-леди и мамой в одном лице, даже если это будет идти вопреки стереотипам, которые, к сожалению, до сих пор присущи обществу.

На дворе только прошла Революция достоинства, ресторанный бизнес в стране стремительно развивался, в Киеве стало появляться очень много новых проектов и в частности ресторанов. Мне захотелось поддержать эту культуру и я основала компанию и создала The Pink Guide — серию пособий для всех, кто хочет посетить лучшие гастрономические точки. Это было начало моего пути в украинском предпринимательстве, именно он помог мне осознать все проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются женщины в Украине.

Отсутствие инвестиций

По данным opendata, последние 5 лет процент женщин, которые начинают собственное дело в Украине, растет. Весной 2020 года было зарегистрировано 851 000 предпринимательниц, а это — 45% от общего количества ФЛП страны. Но вопреки этим цифрам, большинство сфер в бизнесе до сих пор делятся на «женские» и «мужские». Это приводит к тому, что в большом бизнесе женщинам не доверяют и чаще вкладывают деньги в стартапы, которые создали мужчины. Причина — общество, которое зависит от стереотипов и годами культивирует их в нас. Для большинства инвесторов успешность — чисто мужская черта, поэтому они так неохотно направляют деньги в бизнес, которым управляют женщины.

Но я уверена: у бизнеса нет гендера, а успех проекта не должен зависеть от того, кто его представляет — мужчина, или женщина. Здесь должен работать только один критерий — профессионал этот человек или нет.

В свое время президент Франции Эммануэль Макрон поставил вопрос равенства женщин и мужчин как большую национальную задачу пятилетия. Внедрение активной политики феминизации руководящих звеньев управления бизнесом во Франции дало результаты — сейчас около 40% предприятий страны создаются по инициативе женщин или женщинами. Мне бы очень хотелось, чтобы Украина переняла этот опыт. Ведь сейчас я тоже украинская предпринимательница, живу здесь и работаю, и хочу поддерживать и развивать страну, которая меня приняла.

Оказалось здесь, в Украине, я должна выбирать — работать и развиваться в бизнесе дальше, или остаться замужней женщиной и посвятить себя дому и семье

Не женское дело

Не секрет — большинство женщин до сих пор зарабатывает меньше мужчин. Добравшись до определенного звена в бизнесе женщины часто сталкиваются с невидимой скалой, не рискуя заходить на мужскую территорию, а часто даже не начинают дело о котором мечтали только потому, что это «не женская» профессия. Большинство ищет себя на достаточно простых должностях, в так называемых бюджетных сферах — образование, медицина, торговля, кулинария, индустрия красоты. На них женщин ориентируют с детства. Именно поэтому ломать гендерные стереотипы нужно с детства — девочки могут играть не только куклами, они имеют право собирать свои автопарки, строить автомагистрали из конструктора или скупать недвижимость в игре в Монополию.

И хотя в бизнесе бытует мнение, что без преодоления барьеров здесь делать нечего, начиная собственное дело женщинам с самого начала важно не бояться и иметь поддержку близких людей. Отсутствие советов от них вроде: «Куда ты лезешь? Это не женская профессия» и будет для предпринимательницы лучшей помощью.

Отсутствие веры в себя

Опасность стереотипов в отношении женщин в бизнесе заключается не только в том, что подумают другие. Чрезвычайно важным является то, верит ли женщина в себя сама. Ошибочное восприятие своего места в обществе порождает комплексы, основной из которых — разочарование в собственных силах, своей мечте и предпринимательском пути. Если мужчина отправит свое резюме на позицию, даже на 50% отвечая требованиям работодателя, женщина, скорее всего, сделает то же, имея уверенность в своих профессиональных навыках минимум на 85%. Мы постоянно сомневаемся в себе. Именно поэтому предпринимательнице так нужно вдохновение и пример тех, у кого уже получилось. Это мотивирует и дает веру и в свой бизнес-проект. Помогает не бояться, а просто выбрать свой путь и ежедневно делать шаги в выбранном направлении.

Место женщины

Мир меняется и все больше женщин осознают — они не обязаны быть такими, как требуют стереотипы.

Ежегодно журнал Forbes публикует списки самых богатых людей планеты. В 2020 году в него вошли 234 женщины, и хотя это на 7 женщин-предпринимательниц меньше чем в прошлом году, суммарное состояние участниц рейтинга наоборот увеличилось.

Даже несмотря на негативные экономические тенденции, некоторые из этих женщин сумели приумножить доходы компаний, которыми управляют. Например, совладелица компании Walmart Элис Уолтон заработала в прошлом году на $10 млрд больше и в очередной раз доказала, что женщины таки могут быть успешными в большом бизнесе.

Сегодня женщина может иметь детей и быть домашней хозяйкой, а может сочетать в себе замечательную мать и бизнес-леди в одном лице. Мы уже сами решаем куда направляется наша карьера, а мужчин я прошу просто принять этот факт и позволить женщинам быть по-настоящему свободными.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X