Бизнес игрушек в войну. Какие компании выжили и что ожидает рынок в следующем году

20 декабря 2022, 12:55
Эксклюзив NV

24 февраля для украинского бизнеса все поменялось. Да и не только для бизнеса. Война затронула абсолютно всех и самое страшное — детей. Казалось бы, в условиях вражеских обстрелов и бомбоубежищ детские игрушки теряют актуальность. Так ли это?

24 февраля для украинского бизнеса все изменилось в корне. Да и не только для бизнеса. Война затронула абсолютно всех и самое страшное — детей. Казалось бы, в условиях вражеских обстрелов и бомбоубежищ детские игрушки теряют свою актуальность. Но действительно ли это так?

Видео дня

Три года назад индустрия игрушек в Украине была достаточно стабильна. Постоянно открывались новые магазины, а рынок ежегодно рос на 10−15%. В 2019 году она составляла $740 миллионов в розничных ценах.

Затем началась всемирная пандемия — в 2020 году развитие отрасли приостановилось. Но уже за I полугодие 2021 года объем рынка снова вырос на 6,2% (до $256 млн) по сравнению с аналогичным периодом в 2020 году. По итогам 2021 года вышел на объем $693 млн в ценах розницы. По всем показателям 2022 год обещал рост рынка игрушек, но произошло полномасштабное вторжение.

Каково было первое военное полугодие для игрушечного бизнеса?

Рынок Украины в первые месяцы после полномасштабного вторжения вообще трудно оценить — работали только крупные сети супермаркетов, которые снабжали людей продуктами питания и средствами гигиены.

Но уже в апреле компании игрушек начали активную деятельность по возобновлению бизнеса, в частности, фокусировались на западе Украины. Туда фактически переместился рынок вместе с потребителем. Большинство сетевых магазинов, в том числе «Дом Игрушек» и «Антошка» открылись в первую очередь именно на западе. Также в западных областях активно работали гуртовни и маленькие магазинчики.

В общей сложности с начала войны игрушечный бизнес возобновился максимум на 50%. Так, крупные сети и мелкая розница возобновили свою деятельность на 70−80%. Но ведь есть и те компании, которые вынуждены были полностью прекратить свою деятельность или работают на минимум. К примеру, компании из харьковского региона демонстрируют объемы продаж не более чем на 20% от довоенных времен. Покупать игрушки там просто некому.

Игрушечный бизнес постепенно приспосабливается к новым сложным условиям. Но, к сожалению, в отрасли есть проблемы, которые не может решить ни один производитель или дистрибьютор.

Во-первых, это существенное снижение рождаемости: за последние 5 лет она упала на 30%, а какой показатель мы получим по завершении этого года — неизвестно. Во-вторых, это значительное количество детей, которым пришлось уехать с территории Украины, чтобы спасти свою жизнь.

По данным на начало ноября 2022 года, после 24 февраля из Украины выехало 15,1 млн человек, вернулась около половины — всего 7,5 млн. Это большое количество потенциальных клиентов, от которых зависит развитие рынка игрушек.

Ключевые тенденции игрушечного рынка в военное время

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Военные условия изменили вектор развития бизнеса игрушек и обусловили несколько тенденций:

Смещение продаж на западную часть Украины. Способствовала этому внутренняя миграция населения. Именно в западные области переехали многие дети, которым, несмотря на войну, нужно играть и развиваться. Именно в западной части выросла доля продаж.

Показать ещё новости
Радіо NV
X