Кому выгодно перекроить авиарынок

1 комментировать
Кажется, история нас ничему не учит. Только год назад рынок вздохнул с облегчением, когда после долгих споров была разблокирована процедура назначения авиакомпаний на маршруты. Порядок был компромиссным, с несколькими нормами, вступающими в силу через год, и, как показала практика его применения, требовал доработок. В итоге, в документ был внесены три изменения

Время поджимало – по старому порядку в июне 2016 должны были вступить в силу требования, которые значительно ограничили бы доступ авиакомпаний на рынок, оставив львиную его долю наибольшему перевозчику. В первую очередь, это требование выполнять полеты внутри страны в течение года перед тем, как просить права на выполнение маршрутов за границу. Проведем параллели. Представьте, что вы поставляете определенные товары или услуги. Провели экономический анализ, изучили рынок, увидели спрос, например, в Польше, договорились с клиентами там. Но буква закона гласит, что вначале нужно поработать с клиентами в Украине. Есть ли внутри платежеспособный спрос? Есть ли необходимость в ваших товарах или услугах? Это неважно. Главное – выполнять правило. Для бизнеса в условиях свободного рынка это странное и неприемлемое требование. Для авиационного бизнеса в том числе.

Естественно, регулятор (Госавиаслужба) удалил эту норму. И тут же зазвучали обвинения в незаинтересованности развивать внутренний рынок. Странно, что остались еще компании, которые не знают, что искусственными методами «из-под палки» рынок не поднять.

Вторая норма, которая должна была вступить в силу в июне, и тоже была отменена – проверка структуры собственности авиакомпании и необходимость, чтобы больше половины акций принадлежали украинским гражданам или нашему государству. Хорошее требование по сути, правильное. И такая проверка обязательно проводится… Во время лицензирования перевозчика! Лицензия – обязательное условие работы на рынке и получения прав на эксплуатацию воздушных линий. Зачем делать двойную работу? Представьте, что вы прошли сложную и длительную процедуру лицензирования, собрав все справки, заполнив множество документов, и благополучно получили лицензию. Теперь хотите начать деятельность, а для этого у вас вновь просят документы, которые вы уже заполняли и подавали, более того, если у вас есть лицензия, значит, вы успешно прошли все проверки. Резонный вопрос – зачем? Это и есть бюрократия в ее худшем выражении. Норма была отменена, и этот шаг был также раскритикован.

В правила было внесено еще одно изменение – требование оплачивать счета. А именно сбор в спецфонд, из которого финансируется в том числе безопасность полетов. Нужно ли объяснять, какое отношение на рынке к должникам? Представьте, что ваш партнер не оплачивает ваши счета, но продолжает пользоваться вашими услугами. А если такая ситуация продолжается с начала 2014 года и сумма задолженности исчисляется десятками миллионов? Дополнительно представьте, что деньги со своих клиентов ваш партнер взял, но вам не перечислил. Резонно предложить ему оплатить задолженность и вернуть, то, что ему не принадлежит, прежде чем рассчитывать на новые услуги. Но это условие также оспаривается с аргументом, что процедура взимания сборов не прописана. Действительно, порядок регламентируется документом 1993 года, конечно, он устарел и нуждается в усовершенствовании. И эта работа уже начата, ведь логично решать вопросы нормотворчества за обсуждением, а не в судах, ставя под удар работу всего рынка. Но это никак не отменяет саму необходимость наличия платежной дисциплины.

Вернемся к урокам истории. Если суд признает указанные изменения незаконными, рынок будет работать по старым правилам, в которых есть один любопытный пункт – если компания не выполняет хотя бы одно требование, она лишается всех ранее выданных

назначений на маршруты. Всех. Рынок вернется не просто в 2015. Представьте, что в течение как минимум ближайшего года у нас на рынке всего пара авиакомпаний, монополия процветает, бюрократия не уменьшается. Развитие авиации? Нет, не слышали.


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: