Бетонные дороги в Украине: плюсы и минусы

26 октября, 09:00
1972
Цей матеріал також доступний українською

В этом году в Украине начали строить бетонные дороги. Бетон вместо асфальта – это решение проблем дорожной отрасли? Или просто модное веяние?

Начнем с плюсов. Цементобетонное покрытие является более надежным, износостойким,оно менее подвержено различным деформациям, в частности, колееобразованию. Такие дороги не боятся высоких температур летом. За границей бетонные дороги активно строят, но позволить себе бетонную дорогу, как правило, могут лишь богатые страны.

Лидер по цементобетонным дорогам – США. Все федеральные "хайвеи" построены из цементобетона. Американцы первыми начали в конце ХIX века применять цементобетонные покрытия. Опыт многолетней эксплуатации показал эффективность этого подхода. И сегодня в США более 60% таких дорог. В штате Калифорния процентов 70% автомобильных дорог – даже дорог местного значения и уличной сети в населенных пунктах - это цементобетон. Однако и в США не спешат отказываться от асфальтобетона. Внедряются все новые технологии вторичного использования ресайклингового материала (старого асфальтобетона) в горячих и теплых смесях. Например, в 2017 году в стране было произведено около 400 млн т асфальта – приблизительно в 30 раз больше, чем в Украине!

В Европе лидером по цементобетонным дорогам является Германия, где на долю этого покрытия приходится около 40% автодорог. Речь в основном идет о скоростных магистралях: дороги первой категории, автобаны, дороги, которые имеют высокий скоростной режим и высокую интенсивность. Но почему в Германии и США только 40-60% дорог из бетона, а не 100%? Почему в городах, на улицах, между населенными пунктами вся местная сеть дорог, как правило, асфальтобетонная?

Все просто: цементобетон используется для строительства или полной реконструкции скоростных магистралей. Вы, в основном, не увидите в Европе капитальный ремонт дороги второй или третьей категории с заменой асфальта на цементобетонное покрытие.

Одна из причин в том, что цементобетонные дороги дорогие. Их первоначальная стоимость на 30%, а то и на 40% выше в сравнении с асфальтобетонными. Не стоит верить появившимся сейчас данным из разных источников, что это дешевле благодаря отечественным материалам. Нет, все эти расчёты сугубо теоритические и не учитывают очень многих технических моментов. Но проблема даже не в этом. И у США, и у Германии хватило бы средств, чтобы всю дорожную сеть "закатать" в бетон. Серьезный вопрос и в эффективности дальнейшей эксплуатации. Кроме того, при низкой интенсивности движения, низких нагрузках просто нет смысла вкладывать огромные средства в более дорогостоящую технологию, наши западные друзья очень хорошо умеют считать деньги, поверьте! Например, в Сингапуре активно используют асфальт, 95% дорог именно в этом покрытии.

Бетон долговечнее асфальта. Но его укладка намного более трудоемкий, а самое важное - более длительный процесс, ведь бетону нужно достичь прочности, а по аасфальтобетону движение можно открыть уже через 3-4 часа.  

В случае ремонта бетонной дороги приходится полностью перекрывать движение на участке. Сегодня на дороге второй категории (движение по одной полосе в обе стороны) мы можем не закрывать движение. Да, сложно, да, подрядчики работают в тяжелых условиях. При работах же с цементобетоном дорога закрывается всегда. Соответственно, необходимы объезды, что создает колоссальные неудобства и увеличивает сроки и стоимость ремонтных работ.

Отремонтировать асфальтобетонное покрытие в случае повреждения достаточно просто. А если повредили бетонную дорогу? Замена цементобетонной плиты площадью 25 квадратных метров – это очень трудоемкий и длительный процесс. И стоит отметить, что цементобетон при всех его положительных характеристиках в любом случае тоже подвержен деформации. Для бетонных дорог действуют такие же ограничения по нагрузке на ось автомобиля, как и для асфальтобетонных дорог! Ошибается тот, кто думает, что бетонная дорога решит проблему перегруженного автотранспорта. Наоборот. Перегруженный транспорт разрушит и бетонное покрытие, а его ремонт будет на порядок дороже.

Если говорить о населенных пунктах, то, допустим, в США без проблем строят бетонные дороги, так как все коммуникации вынесены в зеленую зону. Это правило. У нас все коммуникации проходят непосредственно под или рядом с дорогой. Прорыв канализации – и местному водоканалу придется выложить за разрытие и последующее восстановление участка дороги в разы, если не в десятки раз, большую сумму.

В обслуживании цементобетонные дороги более требовательны: посыпать технической солью их строго-настрого запрещено! Попробуйте зимой посыпать солью бетонную стяжку - и посмотрите на эффект. Для эксплуатации бетонных дорог необходимо менять реагенты, которые применяются при гололедице. Потому-то в других странах перешли на более щадящие реагенты органического происхождения.

Поэтому утверждать, что цементобетонные дороги – это панацея от всех бед, по меньшей мере, неправильно. Если говорить об украинских реалиях, то у нас сооружается достаточно мало новых дорог. Дорога "с нуля" – огромные деньги, которые пока не под силу бюджету Украины. Основная часть работ в Украине – это текущий средний ремонт и капитальный. Но положить на существующее основание цементобетон невозможно, а строить абсолютно новые дороги – очень дорого.

Однако точечно укладывать бетонное покрытие можно и нужно! Я абсолютно поддерживаю позицию главы Укравтодора Славомира Новака: подъезды к портам должны быть цементобетонными. Там это оправданно: крайне высокая интенсивность движения, дороги испытывают постоянные статические нагрузки. Например, автомобильная дорога Кропивницкий-Николаев. По ней проходит большой транзитный грузопоток зерновозов и прочих большегрузов.

Очень вероятно, что бетонными будут и концессионные магистрали, которые свяжут Украину со странами ЕС. Мы сегодня ведем переговоры с западными партнерами о старте таких проектов. Надеюсь, инвесторы заинтересуются рынком Украины.

Так или иначе, бетонные дороги становятся реальностью. Основные игроки нашего автодорожного рынка уже понемногу обзаводятся техникой, чтобы принимать участие в строительстве "бетонок".

Мы долго думали, какой выбрать подход в строительстве бетонных покрытий – американский или европейский. Остановились на американской технологии. Все-таки они номер один в мире в этой сфере. Два месяца назад мы завезли в Украину американский бетоноукладчик Gomaco GP4. Цена машины – $2,5 млн. Укладчик – первая такая установка не только в Украине, но и в Европе! Это самое современное оборудование на мировом рынке. Машина укладывает дорожное полотно шириной до 12 метров за один проход! Сейчас с ее помощью мы строим взлетно-посадочную полосу в Одесском аэропорту. Уникальная запатентованная технология позволяет погружать дюбеля в формирующийся бетон и предотвращает появление в нем воздушных пузырьков.

Совместно с американцами мы готовили всю рецептуру цементобетонных смесей, в течение полутора месяцев у нас были специалисты из США и Великобритании, которые настраивали работу бетонного укладчика, а также работу наших заводов под проектные решения, которые есть в аэропорту, обучали наших сотрудников. Собрали хороший кадровый потенциал и отличное оборудование.

Надеемся, что после строительства ВПП Одесского аэропорта американский укладчик выйдет и на украинские автомагистрали.