BEPS в Украине: как не загнать себя в ловушку

25 ноября 2020, 15:00

Как избежать распространенных ошибок и правильно структурировать деятельность компаний.

Изменения в правила налогообложения не на шутку обеспокоили украинских владельцев иностранных компаний. В свете новых правил налогообложения и надвигающегося автоматического обмена информацией между налоговыми органами, необходимо оценить актуальность структуры, пересмотреть ее, определить новую базу налогообложения. Также ужесточились правила финмониторинга, обязывающие банки настойчиво интересоваться происхождением средств и блокировать сомнительные транзакции. За нарушение всех этих требований и бизнесу, и финансовым учреждениям грозят серьезные взыскания. А потому многие задаются закономерным вопросом: как обеспечить соответствие новым требованиям и правильно рассчитать налоги?

Видео дня

Традиционно в любой сложной ситуации сначала рассматриваются решения, кажущиеся простыми. И в этот момент риски совершить ошибку повышаются. Рассмотрим некоторые из наиболее популярных на рынке мифов.

Нужно ли избавляться от иностранных компаний в структуре

Существует мнение, что из-за ратификации многосторонней конвенции (MLI), принятия Закона 466-IX и приближающегося запуска автоматического обмена информацией между фискальными органами разных стран все зарубежные структуры будут еще более пристально рассматриваться, а их необходимость в структуре — подвергаться сомнению. А потому зачем идти за границу, если это не дает никаких налоговых преференций?

Верно ли это? Отчасти. Данное утверждение справедливо для бизнеса, операционно привязанного к территории Украины и слабо представленного на международных рынках. И тогда наличие нескольких компаний в иностранных юрисдикциях несет для него больше рисков, чем выгод.

С другой стороны, необходимо помнить, что наличие иностранных структур — это не столько о налоговой эффективности, сколько о неналоговых преимуществах: правовой защите активов по законам того или иного государства, порой более прогрессивным и прозрачным, чем украинские, доступу к выгодным заимствованиям и другим инструментам привлечения финансирования, близости к рынку покупателя.

Как же поступить? Наша рекомендация — пересмотреть структуру группы с точки зрения ценности и функции каждой компании, после чего оценить налоговые риски и возможности, а затем принимать окончательное решение о необходимости такого звена в цепи.

Спасет ли налоговая миграция иностранной компании от рисков постоянного представительства

Не факт. Налоговая миграция осуществляется методом переноса места фактического управления иностранного юрлица в Украину и, соответственно, признанием данного лица украинским налоговым резидентом, учрежденным в соответствии с иностранным правом.

Казалось бы, всё просто. Но что говорит на этот счет Налоговый кодекс? Закон 466-IX не меняет определение налогового резидентства. Согласно статье 14.1.213, резидент — это юридическое лицо, которое создано и ведет свою деятельность в соответствии с украинским законодательством. А значит, налоговая миграция в нашу страну при сохранении регулирующего иностранного права и вовсе невозможна.

В то же время статья 133.1.5 предусматривает возможность добровольного признания иностранных юридических лиц налоговыми резидентами Украины, но форма и порядок такого признания должны быть установлены центральным органом исполнительной власти. Хотя норма вступает в силу с 1 января 2021 года, пока что порядок не утвержден. Поэтому разбираться нужно по ситуации, а также руководствоваться положениями соответствующих конвенций и комментариями ОЭСР к модельной конвенции. К тому же компания рискует столкнуться со сложностями не только в области налогового законодательства, но и банковского регулирования, коммерческого, трудового и других сфер права.

Существуют примеры в международной практике. Например, собственники компании решили совершить налоговую миграцию из одной страны ЕС в другую, где ставка налога выглядела очень привлекательно. При этом, как выяснилось, местное законодательство не позволяло госорганам и финансовым институтам, принимать учредительные документы, составленные по законодательству другой страны. Открытие банковского счета и трудоустройство сотрудников было невозможным. Единственный выход — создание филиала и дополнительные затраты. Финансовые услуги, предоставляемые компанией, подлежали лицензированию, как и в Украине, что привело к полному пересмотру структуры всей группы.

Помимо этого, компании пришлось вести бухгалтерию и подавать налоговую отчетность как в юрисдикции учреждения, так и в юрисдикции налогового резидентства по двум различным стандартам, причем как консолидированную, так и отдельную для компании и филиала. В результате «простой» и привлекательный процесс налоговой миграции привел к значительным расходам и временной остановке деятельности компании до момента открытия филиала.

Поэтому, прежде чем принимать решение о миграции, стоит оценить ряд факторов: (i) специфику регулирования деятельности компании, а также необходимость согласования с антимонопольными органами; (ii) административные затраты на «переезд» и содержание структуры в целевой стране; (iii) особенности налоговых правил. Не менее важным фактором являются сложности «выезда» из той или иной юрисдикции: регулярные проверки налоговых органов «реальности» переезда, наличие «выездного» налога (exit tax), а также действующей конвенции об избежании двойного налогообложения между странами, положения которой позволяют налоговую миграцию.

Более того, в случае с украинскими правилами, Налоговый кодекс не разграничивает применение концепций места эффективного управления и постоянного представительства. А потому их применение налоговыми органами на практике будет очень неоднозначным, а признание Украины местом эффективного управления нерезидента не исключает риск признания постоянного представительства этого же нерезидента в Украине.

Безналоговая ликвидация ≠ амнистия

Бытует мнение, что ликвидация зарубежных структур позволит нивелировать налоговые риски и снизить затраты. Это не совсем так.

Во-первых, несмотря на радикальные изменения в законодательство, Рада пока не ввела в Украине налоговую амнистию, которая обычно сопутствует декларированию и налогообложению заграничных источников дохода, полученного в прошлом. Не стоит забывать о том, что освобождение от налогообложения доходов, полученных от ликвидации иностранных структур, не страхует от других рисков, связанных с существованием и использованием этих структур в прошлом, например, в части валютного законодательства или ответственности за недекларирование каких-либо доходов, полученных от этих структур ранее.

Во-вторых, безналоговая ликвидация, которая, на первый взгляд, выглядит очень заманчивой, в реальности такова не всегда. Если собственники решат избавиться от зарубежных компаний в своей структуре, их освободят только от НДФЛ и военного сбора. А вот при наличии у них украинской холдинговой компании с выручки такого юридического лица придется заплатить 18% налога в Украине.

Согласно новым требованиям, безналоговая ликвидация должна быть завершена до 31 декабря 2021 года при условии, что акционеры приняли решение о ликвидации компании не позднее 30 июня 2020 года. Есть и еще один нюанс: на момент принятия решения о ликвидации контролируемых иностранных компаний (КИК) или даже ее завершения в 2020 году нормы Налогового кодекса, которые вводят определение КИК, еще не вступают в силу. И применить освобождение от налогообложения к доходам от ликвидации иностранных структур может быть весьма проблематично.

Такие опасения подтверждаются и обновленным проектом формы декларации по налогу на доходы физических лиц, недавно обнародованной Минфином, содержащей специальное приложение для расчета налоговых обязательств по КИК. Так вот в этом приложении нет специальной строки и/или корректировки для декларирования доходов, освобожденных от налогообложения в соответствии с положениями про безналоговую ликвидацию иностранных компаний. Мы бы рекомендовали подходить к реструктуризации всей группы комплексно, а не концентрировать внимание на отдельной взятой КИК. Также, надеемся, в скором времени законодатели примут необходимые изменения в нормативно-правовую базу и внесут ясность в некоторые вопросы ликвидации КИК.

Как видим, простых и быстрых решений не существует. Поэтому уйти от необходимости соблюдения правил КИК нельзя. Но можно тщательно продумать свои дальнейшие шаги и избежать критических ошибок, исправлять которые будет сложнее и дороже.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X