Как за 15 минут найти истинного собственника компании

16 августа 2019, 13:00

Как выявить главные признаки фиктивности компании и понять, нужно ли проводить более глубокий анализ своего потенциального клиента

Рано или поздно все финансисты сталкиваются с необходимостью проверки своего потенциального клиента. То необходимо выдать кредит, то перевести значительную сумму средств. Такая необходимость возникает не только для нужд финансового мониторинга, но и для валютного контроля. А еще для проверки надежности заемщика и для выявления связанных лиц.

Видео дня

Еще несколько лет назад подход к изучению клиента был скорее формальным — достаточно было взглянуть на учредительные документы. Но сегодня этого недостаточно. Законодательство требует, чтобы банк как субъект первичного финансового мониторинга выявлял реального собственника компании, он называется конечным бенефициаром.

Это необходимо для того чтобы предотвратить потенциальные риски. Ведь системно некачественная проверка клиентов в результате может привести к неплатежеспособности банка.

Расскажу о личном опыте.

Конечный бенефициар или подставное лицо

Анализ компании следует начинать со структуры ее собственности. Прежде всего я рисую дерево структуры собственности. Обращаю внимание на то, кто является акционерами (участниками) компании, а также кто указан конечным бенефициаром.

Теперь пора понять: почему конечным бенефициаром указан именно этот человек?

1. Первый шаг — поиск, в каких компаниях этот конечный бенефициар еще является собственником. Практика показывает, что здесь можно столкнуться с несколькими сценариями.

Сценарий первый. Повезло: владелец компании — известная личность. В узких кругах или известная на всю страну. В таких случаях, как правило, можно быть уверенным, что владелец настоящий.

Сценарий второй. Вообще ничего не нахожу о конечном бенефициаре. Компания у него только одна, его нельзя найти среди руководителей других компаний. Это повод насторожиться и углубить свой поиск. Особого внимания требует ситуация, если конечный бенефициар — иностранный гражданин из оффшорных зон.

Сценарий третий. На конечного бенефициара зарегистрировано еще несколько компаний. Но при этом не вижу никакой публичной информации о его бизнесе. Тогда стоит тщательно проанализировать другие бизнесы и структуры собственности всех найденных компаний. Кроме того, попробую поискать публичную информацию, где этот человек работал раньше. Чтобы понять, насколько его предыдущая деятельность логично согласуется с текущей.

2. Далее обращаю внимание на адрес, по которому зарегистрирован конечный бенефициар. Что это за дом, где находится? Нахожу его на картах.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Контрольный вопрос: насколько место проживания человека соответствует тому, какие доходы имеет его компания и каким видом бизнеса занимается. В своей практике я часто сталкивалась с компаниями с миллиардными оборотами, зарегистрированными на рядовых жителей киевского спальника Троещина. При этом такие компании торговали нефтью, даже продавали свою продукцию государственным предприятиям в больших объемах.

3. В качестве следующего шага следует изучить историю смены собственников компании. Обычно рисую все предыдущие структуры собственности и анализирую их, как описано выше. Обращаю внимание, имела ли эта компания связь с публичным деятелем или близкими к нему лицами. На этом этапе важно понять, почему бенефициар компании мог измениться.

4. Время взглянуть на лицо, являющееся руководителем компании. Является ли этот самый человек руководителем или собственником других компаний? Есть смысл проанализировать эти компании отдельно. Также всегда задаю вопрос: является ли этот руководитель известным в своей профессиональной среде. Главная задача на этом этапе — понять, действительно ли руководитель компании управляет ею или его должность формальная. То есть он руководитель только на бумаге.

На что укажет место регистрации компании

Нахожу на карте местоположение компании и смотрю, как оно выглядит. Спутниковые карты в помощь. Неоднократно сталкивалась с местами регистрации, которых не существует. Часто такой адрес указывается как дом с буквой, которой нет на карте. Дома 16, 16А, 16Б есть, а 16 В нет. Если здание существует, то насколько оно внешне отвечает роду деятельности компании? Не жилой ли это дом?

Обращаю внимание, сколько компаний вообще зарегистрировано в этом строении. Даже если это бизнес-центр, пытаюсь понять: поместятся ли туда все компании? Например, существует распространенное место массовой регистрации в Киеве по адресу: бульвар Леси Украинки, 34. Хотя в здании много офисов, большинство зарегистрированных там компаний фактически по этому адресу не находятся.

Если компания зарегистрирована по месту массовой регистрации, а владелец неизвестен, то крайне необходимо запросить у такого клиента дополнительные документы. Например, информацию о доходах владельца компании, которые дадут возможность сделать вывод: действительно ли конечный бенефициар получает доходы от деятельности предприятия. Стоит запросить у клиента документы, которые могут подтвердить, что конечный бенефициар инвестировал в компанию свои средства.

Также на этом этапе обязательно обращаю внимание на то, менялось ли место расположения компании и где оно было раньше.

Если местонахождение компании вызывает сомнения, стоит обратить внимание на номера телефонов. Не совпадают ли контактные данные с телефонами других компаний, зарегистрированных по иному адресу? Если так, целесообразно проанализировать, чем занимаются эти компании и кому принадлежат.

О чём расскажет судебный реестр

Наконец, изучаю все судебные дела, в которых задействована компания. Обращаю особое внимание на следующие категории дел, как хозяйственные и уголовные.

Были отдельные случаи, когда только на этом этапе я осознавала, что имею дело с фиктивной фирмой. Такие компании фигурируют в рамках уголовных производств как таковые, через которые выводились средства из государственных предприятий или по схемам оптимизации налогов.

Анализ хозяйственных дел поможет понять, чем действительно занимается компания. Опыт подсказывает, что крайне необходимо обратить внимание на то, в группе с какими компаниями потенциальный клиент выступает в судах. А еще — какие лица ее представляют. Именно анализ судебных дел много раз позволял четко понять, чей это бизнес и кто является реальным владельцем.

Специально для НВ Бизнес

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Показать ещё новости
Радіо НВ
X