Beer-интеграция: как открытые границы Европы влияют на пивную культуру украинцев

8 декабря 2019, 10:30

Украинцы в среднем выпивают почти в 3,5 раза меньше пива, чем чехи и в 2,5 раза меньше, чем поляки

Процесс интеграции украинцев в европейскую культуру и образ жизни активно набирает обороты. С каждым годом все больше людей открывают для себя «окно в Европу». Только за первый год действия безвиза, по данным Госстата, количество поездок в страны ЕС увеличилось почти на 25%.

Видео дня

Новый опыт и впечатления, знакомство с традициями и культурными особенностями европейских стран влияют и на гастрономические предпочтения украинцев. Не обошел этот тренд стороной и пивную отрасль.

В отличие от стран с развитой пивной культурой: Германии, Чехии, Бельгии — Украина — начинающий игрок. У нас не сохранились древние традиции изготовления пива, как, например, «Баварский Закон про чистоту», который был принят на государственном уровне еще в 1516 году и чтится немецкими пивоварами по сей день. При этом каждый регион страны имеет свои особые сорта, популярные среди местных жителей.

В Украине долгое время было известно всего несколько сортов пива, наиболее популярным из которых была стандартная версия лагера. В основном оно воспринималось как простой некрепкий алкоголь для мужских компаний. При этом, в той же Германии, по данным немецкого социологического института Splendid Research, любят и регулярно (2−3 раза в неделю) пьют пиво 69% взрослого населения, как мужчин, так и женщин.

Европейскими пивными рекордсменами остаются чехи

Однако европейскими пивными рекордсменами остаются чехи. В Чехии уровень потребления хмельного составляет 137,4 литра на человека в год, в соседней Польше этот показатель — 98 л, в Германии — 96 л. В Украине, по данным Госстата, уровень потребления составляет 41 литр на человека в год.

Т. е. украинцы в среднем выпивают почти в 3,5 раза меньше, чем чехи и в 2,5 раза меньше, чем поляки. Поэтому назвать потребление пива в нашей стране высоким по европейским меркам нельзя.

Одним из факторов, сдерживающих развитие пивного рынка Украины, можно назвать слабо развитую пивную культуру. Однако движение в этом направлении есть и мы, со своей стороны, стараемся этому способствовать.

Что можно отнести к понятию пивной культуры:

— наличие большого разнообразия локальных и крафтовых сортов, которые можно попробовать только в определенном месте. Это формирует интерес к дегустации новых сортов, стимулирует к путешествиям внутри страны, формирует региональную пивную культуру;

— развитие частных, крафтовых и локальных пивоварен. Здоровая конкуренция стимулирует производителей бороться за потребителя качеством продукта, способствует расширению рынка, привлекает потребителей за счет разнообразия;

— создание стимулов для производителей пива из натурального сырья, без добавления удешевителей: мальтозной патоки, красителей, вкусовых добавок и консервантов;

— создание системы «самоконтроля», в которой пивовары будут заинтересованы в конкурентном качестве своей продукции, повышении квалификации, независимом аудите, обмене опытом и внедрении инноваций;

— широкое освещение пивных тем, популяризация информации о составе натурального пива, процессе производства и разлива, отличительных особенностях сортов, истории напитка. Часто любители пива, когда узнают эту информацию, бывают очень удивлены, что не знали этого раньше.

— проведение специализированных пивных мероприятий, которые собирают большое количество местных ценителей пенного, а также становятся самостоятельными туристическими объектами. Самым ярким примером такого мероприятия можно назвать Октоберфест, хотя в Европе проводятся и другие крупные пивные фестивали.

На сегодняшний день в нашей стране работают около 200 крафтовых и 50 средних пивоварен, которые заинтересованы в популяризации своей продукции

В этом году мы проводили акцию-розыгрыш поездок на Октоберфест в точках продаж разливного пива Waissburg. Все победители были под впечатлением от масштабов и атмосферы фестиваля. В Украине пока ничего подобного не проводится. Хотя на сегодняшний день в нашей стране работают около 200 крафтовых и 50 средних пивоварен, которые заинтересованы в популяризации своей продукции для широкого круга потребителей.

Однако позитивные изменения есть и у нас. Например, украинцы стали лучше разбираться в разнообразии сортов и смелее экспериментировать с новыми вкусами. Сейчас, кроме привычных лагеров, наблюдается интерес к белому пиву (сорт бланш), доля продаж которого составляет 11% (еще 10 лет назад такое пиво занимало долю 3−4%).

Также украинцы начали пробовать эли (пиво верхового брожения с фруктовыми нотками), которые наиболее популярны в странах «старого света»: Британии, Ирландии.

Отмечается рост употребления безалкогольного пива. Если ранее этот напиток был не слишком понятен нашим потребителям, то с распространением пивной культуры, люди начали понимать ценность и вкус напитка даже в безалкогольной версии. Это наглядно иллюстрирует рост производства местного безалкогольного пива на 21% за прошедшие три года (2016−2018) и тенденция остается восходящей.

Появились профессиональные пивные выставки и дегустационные конкурсы, развивается сегмент HoReCa, который также является частью европейской пивной культуры, поскольку более половины пива (54% в Германии и 56% в Чехии), например, выпивается в заведениях (барах, пабах, биргартенах, на фестивалях и т. д.). Неоспоримое преимущество таких мест — атмосфера, колорит и возможность попробовать разные сорта свежего разливного пива.

Я часто имею возможность наблюдать, как меняется отношение к пиву после нескольких поездок в Европу. Появляется интерес к разным сортам, стилям и вкусам. При этом каждая страна имеет свои характерные особенности пива, которые ориентированы на предпочтения потребителей. Например, в Германии более популярны сорта с преобладающим горьким привкусом хмеля, а украинцы предпочитают варианты с мягким вкусом солода.

Считаю, что Украина вполне готова стать самостоятельным пунктом на пивной карте Европы, развивая производство местного пива, колорит и мероприятия, привлекающие гостей и участников из стран Восточной и Центральной Европы.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X