Срочные вопросы. Что Украине нужно решить, чтобы наладить сотрудничество с США

1 февраля 2021, 14:40

Джо Байден принял присягу и официально стал 46-м президентом США. Ожидаем «crash test» нынешней украинской власти. Такой себе проверки на преданность реформам.

Очевидно, что при новом хозяине Белого Дома Украина ожидает усиления поддержки со стороны Соединенных Штатов, в частности, в вопросе безопасности и реинтеграции временно оккупированных территорий. Мол, и это мы услышали от комментаторов первой волны, Джо Байден — это лидер, который больше всего разбирается в украинской политике, в частности в нашем майданном и постмайданном контексте.

Видео дня

Стоит хотя бы вспомнить, насколько действенной была поддержка Украины со стороны Соединенных Штатов с началом событий на Майдане (конец 2013 года) и до конца второй каденции Барака Обамы (конец 2016 года).

Прежде всего, это, собственно, открытая поддержка самой Революции Достоинства. Не менее последовательной была и политика США по сдерживанию российской вооруженной агрессии.

Во-вторых, это — поддержка Украины с точки зрения финансов. Фактически только по личной протекции отдельных представителей правительства Соединенных Штатов, в том числе в МВФ, Украине удалось получить колоссальную финансовую помощь. Именно американцы фактически были нашими лоббистами, которые помогали нам получить лучшие условия кредитования.

Также Соединенные Штаты оказывали помощь во внедрении целого ряда преобразований, в частности антикоррупционной, правоохранительной и судебной реформ. Что важно — они не толерировали имитацию, «пробуксовку», что уж говорить об откровенном саботаже во внедрении реформ.

О возвращении к традиционной Северо-Атлантической риторике, которая при Трампе была значительно размыта, свидетельствует, в частности, телефонный разговор Байдена с Путиным, в котором он выразил решительную поддержку территориальной целостности Украины в связи с российской вооруженной агрессией. И это вселяет надежду, что администрация Джо Байдена — фактически усовершенствованная версия политической команды Обамы — настроена проводить серьезную политику в отношении Украины. В частности, кроме вопроса мира и безопасности, помочь нам вернуться к конституционным идеалам таким, как верховенство права и демократия.

Поэтому, прежде всего я бы ожидал от американцев «crash test» относительно нынешней украинской власти. Такой себе проверки на преданность реформам.

К сожалению, за полтора года Украина вернулись к своим хроническим болезням — выборочному правосудию, расправам с политическими оппонентами, произволу правоохранительных органов, в том числе в отношении бизнеса. Поэтому на сегодня имеем очевидное нарушение баланса сил между классическими ветвями власти — законодательной, исполнительной и судебной. Этот процесс медленный, но он очень токсичен.

Я никоим образом не оправдываю действия председателя Конституционного суда Александра Тупицкого в должности. Также не буду комментировать его прошлое или состояние. Однако, как мне кажется, его дело наглядно демонстрирует, к каким репрессиям может прибегать исполнительная власть при отсутствии эффективной системы сдерживаний и противовесов.

Ведь что будет после того, как пыль после боя осядет?

Каждый судья, который сейчас рассматривает важное дело, будет знать, что завтра по чьей-то указке люди с оружием могут не допустить его на рабочее место, где он должен чинить правосудие. Что он может быть отстранен. Что против него может быть возбуждено уголовное дело. Что его решения могут расследоваться, как в отношении прокурора САП за решение против Татарова.

Следователи НАБУ, которые по закону должны инициировать отмену подозрения в отношении меня как такового (оно было составлено по материалам расследования СБУ, которые являются недопустимыми доказательствами), смотрят на это и думают: лучше не провоцировать чиновников соблюдением закона, потому что следующее дело сфабрикуют против нас. Очевидно, что в конечном итоге подобные действия могут привести к уничтожению основ государственности.

Поэтому, для того, чтобы наладить сотрудничество с США, украинская власть должна разделить намерения и действия. Что власть должна начать делать и что власть уже делает, но должен делать по-другому.

Первый экзамен — это, конечно, антикоррупционный, а само избрание независимого председателя Специализированного антикоррупционной прокуратуры. Именно успешная спецоперация по «обезглавливанию» САП, которая парализовала этот орган, — одна из главных причин, сделала возможным беззакония, что происходит в последнее время в этой сфере.

Второе — это решение конституционного кризиса с помощью конкурсов на должности судей. Они должны быть проведены в соответствии со стандартами Венецианской комиссии, а именно с привлечением иностранных экспертов.

Хочу подчеркнуть, что ключ к выходу из конституционного кризиса находится не в блокировании работы председателя КС Украины и даже не в уголовных делах против него. Не нужно противопоставлять личность учреждению.

А дальше — это и продолжение реальной, а не фейковой судебной реформы; сохранение независимости НБУ, ослабление олигархического влияния, в частности на избирательную систему, продолжение реформы рынка земли.

И напоследок — продолжение фискальной реформы. Новая администрация Соединенных Штатов в этом процессе будет играть гораздо более активную роль, прежде всего, потому, что она потребует проведения более консервативной фискальной политики и точно не будет принимать нынешнюю политику лавинообразного наращивания государственного долга и эмиссию гривны из-за рефинансирования.

За полтора года Украина вернулись к своим хроническим болезням — выборочному правосудию, расправам с политическими оппонентами, произволу правоохранительных органов, в том числе в отношении бизнеса

Также среди требований следует ожидать: ликвидацию налоговой милиции и создание Бюро экономической безопасности. Продолжение реформы налоговых органов. Вопрос — какой? Первые параметры будут обсуждаться вместе с МВФ в соответствии с международными договоренностями.

Почему это важно? При мне в плотном сотрудничестве с представителями Госказначейства США была разработана и внедрена реформа системы административного обжалования, а также кардинально обновлен кадровый состав, в частности привлечено много молодежи из Большой четверки аудиторских компаний к работе в налоговой.

Также были изменены подходы к решению жалоб. Они рассматривались по существу с учетом судебной практики.

Люди, которые делали эту реформу, к примеру, ездили для обмена опытом в США. Они оставили успешную карьеру в бизнесе, поверив в то, что налоговую можно изменить, и делали это ежедневно. Теперь все они, как минимум, уволены по надуманным причинам, а часть «таскают» по допросам в поисках компромата на меня.

Эти негативные тенденции приобрели угрожающий масштаб в разных сферах жизни и требуют немедленной реакции, пока они еще не стали необратимыми. И Байден как политик, который вел украинское направление при президенте Обаме, понимает это, как никто.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X