Как помирить скифов и казаков с небоскребами и современностью

0 комментировать
Тема строительства на территориях размещения объектов культурного наследия превратилась в Украине в "гордиев узел"

С одной стороны, культурное наследие — это безусловная ценность, которую необходимо сохранить. С другой — для ее эффективного использования населением и раскрытия туристического потенциала необходимо построить соответствующую инфраструктуру. Конечно, соблюдая четкие и прозрачные правила.

И как раз с этим у нас проблемы, требующие неотложного урегулирования.

Сначала разберемся с понятиями. Территории размещения объектов культурного наследия — это территории памятников национального и местного значения, историко-культурные заповедники, историко-культурные заповедные территории, зоны охраны, охраняемые археологические территории, исторические ареалы населенных мест, или, проще, историко-культурные территории.


В Украине все 1,5 тыс. городов и поселков и около 8 тыс. сел (более 30% от общего количества) имеют объекты культурного наследия. В перечень памятников культурного наследия, не подлежащих приватизации, пока включено 2,1 тыс. памятников.


При этом, единой открытой базы или реестра с информацией обо всех историко-культурных территориях Украины не существует. Следовательно, нет и возможности определить режим использования того или иного участка.

Понятно, что строительство на таких территориях, кроме обычной градостроительной документации, должно регламентироваться рядом дополнительных процедур. Но понятных и оправданных. Ибо, согласно действующему законодательству, бизнес должен обратиться к одним и тем же органам охраны культурного наследия от 4 до 10 раз. По кругу.

Много "кругов ада"

Для начала потенциальному застройщику для получения земельного участка нужно согласовать проект его отвода. Далее нужно историко-градостроительное обоснование, и именно с этим этапом связаны особенно частые скандальные примеры. Этот этап состоит из нескольких. Для начала необходимо заказать историко-архитектурную справку, потом ее согласовать. На основании этого должны заказать еще одну "научную работу" — историко-градостроительное обоснование, которое также согласовывается в Минкультуры. Примечательно, что необходимость согласования такого документа устанавливается методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минкультуры. Ни в одном акте Кабмина или законах Украины такого требования нет.

Но если застройщик не получит такого обоснования, несмотря на рекомендательный, по сути, характер приказа, получит "палки в колеса" на последующих этапах строительства. Именно этот "инструмент регулирования" позволяет сегодня обходить общие нормы генеральных планов городов, в которых они утверждены, в частности относительно высотности строительства в историческом центре города. Следствием этого являются многочисленные скандальные застройки. Свидетельствует ли это о коррупционных рисках инструмента? Еще как.

Идем дальше. После получения историко-градостроительного обоснования застройщик получает исходные данные для проектирования, готовит проект. После чего снова отправляется в органы охраны культурного наследия за согласованием проекта. Здесь еще одна изюминка. Градостроительное и памятко-охранное законодательство содержат противоречие по согласованию. Градостроительное такое согласование отменило, о чем прямо написано в Законе Украины "Об архитектурной деятельности": если проект разрабатывается на основании градостроительных условий и ограничений, то никакие дополнительные согласования не нужны, в том числе — в органах охраны культурного наследия. Зато в Законе об охране культурного наследия необходимость согласования проекта прописана. И, фактически, оно проводится, хотя никаких подзаконных актов, регулирующих его сущность и процедуру, не существует. И на соответствие чему проверяет чиновник проект, к нему попадающий, — вопрос открытый.

Победа, согласовали! Можно начинать работы. Но нет. Перед началом работ на земельном участке также нужно знать, был ли он исследован на предмет археологической ценности. Узнать об этом самостоятельно невозможно, ведь открытой информации нет. Обращаемся в Институт археологии, который выносит вердикт — исследована территория или нет. Если да — застройщик должен получить разрешение на земляные работы, вновь в органах охраны культурного наследия. Напоминаю — это уже после того, как застройщик несколько раз был там с согласованием историко-градостроительного обоснования, проекта... Если нет — возникает еще одна проблема: срок археологических раскопок у нас фактически не ограничен. И по отношению к предпринимателю, который уже вложил деньги в участок, проектную документацию и т.д. — это также неограниченное поле для шантажа и убытки из-за непрогнозированного удлинения сроков строительства.

Наконец, после всего вышесказанного, застройщику нужно получить у органов охраны культурного наследия еще и разрешение на работы. Вполне логично, если бы мы не имели всех предварительных согласований, а также разрешения на осуществление строительных работ.

Международные требования и -надцать "лишних этажей"

Дополнительную остроту теме придают проблемы, связанные с охраной объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, расположенных в Украине. В своих решениях Комитет ЮНЕСКО постоянно указывает Киеву на проблему неконтролируемой застройки буферной охранной зоны. В этом смысле показателен объект на Кловском спуске, который возвышается как раз рядом с Лаврой, если смотреть с Левого берега на Правый. Это здание входит в буферную зону Киево-Печерской Лавры и влияет на ландшафт киевских холмов, охраняемых ЮНЕСКО, и их застройка должна регулироваться государством.

Так, оценив все проблемные вопросы, очередная мониторинговая миссия ЮНЕСКО определила необходимость проведения полной инвентаризации уже выполненного и запланированного высотного строительства с использованием 3D-визуального моделирования, а также наложение запрета на реализацию таких проектов, пока ЮНЕСКО и проанализирует оценку влияния такого строительства на объекты всемирного наследия. И по зданию на Кловском спуске требования ЮНЕСКО, ни много ни мало — снести лишние этажи.

Рекомендации

Учитывая глубину проблематики, отрасль нуждается в системных изменениях. Мероприятия, которые помогут их воплотить, в частности:

  • Ускорить подготовку и принятие изменений в Закон Украины "Об охране культурного наследия" для устранения противоречий между нормами законов о культурном наследии и градостроительной деятельности и согласовать его с Законами Украины "Об административных услугах" и "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности".

  • Обнародовать полную базу недвижимых объектов культурного наследия.

  • Ускорить разработку генпланов для всех населенных пунктов страны, в частности Киева.

  • Гармонизировать национальное законодательство в соответствии с нормами международного права в сфере охраны культурного наследия, в частности Конвенции о защите мирового культурного и природного наследия.

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: