Самое важное о деньгах. Большевик продан, рекордные прибыли банков и другие финансовые новости

4 ноября 2021, 08:49

Главные финансовые события недели и что они означают.

Главная финансовая новость прошлой недели — состоялась первая «большая приватизация». Киевский машиностроительный завод «Большевик» был продан за 1.4 млрд грн. С учетом долгов предприятия стоимость сделки — около 2 млрд грн плюс инвестиционные обязательства, эту часть оценить сложней. Покупатель — номинально компания «Дженерал Комерс» с уставным капиталом 4 тыс грн, доходом 89 тыс грн и отрицательными прибылью и собственным капиталом; реально — группа UDP Андрея Иванова, Василия Хмельницкого и компания А-Девелопмент Алексея Баранова. Фонд госимущества позиционировал «Большевик» как объект под застройку, как машиностроительный завод ценности он не представляет. Торгов как таковых не было: из 17 заявленных претендентов на «Большевик» в конкурсе участвовали 3 компании, цена, по сравнению со стартовой, поднялась лишь на 40 млн грн.

Видео дня

Почему это важно? Два момента. Первый: Украина по-прежнему не интересует крупных иностранных инвесторов. Или, в лучшем случае, их не интересует строительство недвижимости (раньше интересовало, примеры были). На формально дешевый объект — $75 млн за 35 га земли в 5 километрах от центра, рядом с метро и транспортными развязками — не нашлось серьезного зарубежного девелопера. Риски работы в Украине таковы, что с хорошей доходностью здесь могут работать только местные игроки, для зарубежных инвесторов «скрытые затраты» (расходы на защиту в судах, бюрократия, согласования) съедят всю «высокую на бумаге» доходность. Возможно, это наш единственный выход при приватизации: продавать как есть фактическому хозяину госкомпании (у каждой мало-мальски интересной госкомпании есть владелец, пусть даже он не собственник де-юре), с последующей перепродажей иностранцу. Альтернатива — предпродажная подготовка такого уровня, чтобы у всех игроков были равные шансы — разрешение судебных споров, снятие юридических вопросов и т. д. Похоже, нынешний ФГИУ к этому не готов.

Второй: кто стал покупателем объекта. У компании-покупателя (такие компании называют SPV — Special Purpose Vehicle) не было бы ни единого шанса взять кредит в здоровом банке. Или, к примеру, купить банк: НБУ не согласовал бы такого инвестора. Слабые, можно сказать, отсутствующие, финпоказатели, нет аудиторской отчетности, неясные источники средств на покупку (кроме финансового поручительства от формально «чужой» группы инвесторов). Да, Василий Хмельницкий в день продажи раскрыл карты, сообщив, кому принадлежит компания и откуда она возьмет деньги. Ну а если бы нет? Где гарантия, что неизвестная компания заплатит деньги, и где гарантия, что эти деньги «чистые» по стандартам, например, финансового мониторинга? Возможно, для будущих продаж ФГИУ стоит повысить требования к покупателям (чтобы покупателем выступала группа, а не неясная «прокладка вне периметра»). В конце концов, это логично: у госорганов, в данном случае НБУ и ФГИУ должен быть одинаковый подход к инвесторам.

В целом же, если смотреть на продажу Большевика как на бета-версию большой приватизации, история выглядит вполне успешной. Именно как бета-версия, улучшать есть что.

Украинские банки по итогам 9 месяцев получили рекордную в истории Украины прибыль. 51.4 млрд грн, на 3 млрд грн больше, чем предыдущий рекорд, двухлетней давности. Выросли все основные составляющие доходов банков: чистый процентный доход +41% к 2019-му году, чистый комиссионный доход +29%, отчисления в резервы (ожидаемые, точнее, гарантированные убытки банков от невозвратов кредитов) снизились на 8%.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Почему это важно? Банковская система сейчас в наилучшем состоянии за всю историю. Рекордные доходы, рекордная прибыль, рекордно низкие резервы. Причины просты. 1) Рост экономики, развитие кредитования: сначала за счет госпрограмм, сейчас рост уже идет без подстегивания государством 2) уход платежей в онлайн, развитие кэшлесс, что приводит к росту комиссионных доходов 3) улучшается качество заемщиков — не все, но большинство банков не кредитуют сомнительных клиентов 4) высокие доходы банков, особенно государственных, от операций с ОВГЗ, купленных на выданное НБУ в конце прошлого года дешевое рефинансирование (в следующем году этого фактора уже не будет). Что дальше? Для банков — формировать запас капитала на случай будущих кризисов, которые всегда случаются неожиданно. Для НБУ — вводить давно назревшие требования к структуре капитала и так называемые буферы. Сейчас для этого идеальное время.

Нацбанк опубликовал Инфляционный отчет, один из двух ключевых документов любого центрального банка. Из самого интересного: инфляционные риски выше, чем ожидалось. Если раньше НБУ планировал начать снижать ключевую (учетную) ставку уже в I полугодии-2022, то теперь прогноз более сдержанный. Не менее 8.5% - это нынешний уровень ставки — до конца I полугодия, и 7.5% на конец года (прежний прогноз 6.5%).

Почему это важно? Нацбанк предупреждает: инфляция оказалась более сложной и долгой проблемой, чем казалось в начале и даже середине года. Даже при отсутствии внешних кризисов и «черных лебедей», и при адекватной реакции НБУ нам еще почти год придется жить в ситуации, когда инфляция близка к двузначной. Это, в свою очередь, скажется и на расходах по госдолгу, и на бюджете, и на ставках по депозитам и кредитам: быстро снижаться они не будут. Такова реальность, и к ней нужно привыкать. Другой интересный момент: возможно, НБУ таким образом дает понять другим органам власти и депутатам, что критиковать ставку — мол, чрезмерно высокая — и требовать от Нацбанка ее снизить — не лучшая идея при такой инфляции, есть большой риск напортачить. И уж тем более не следует массово печатать деньги, как того требуют отдельные политики. На языке коммуникаторов это называется «заякоривать ожидания». По учётной ставке.

Новость отчасти финансовая. Бюро экономической безопасности (БЭБ) объявило о старте конкурсного отбора на должности руководителей и аналитиков. И параллельно глава еще не работающего ведомства Вадим Мельник сообщил о проблемах — для БЭБ нет помещения, Кабмин не может согласовать передачу здания другого ведомства, а расходы на другое, необустроенное, здание, бюджетом не предусмотрены. Новым сотрудникам, по сути, негде работать, и, если здание будет не тем, о котором договорились, могут быть проблемы с соблюдением режима секретности (для БЭБ, как для нового мегарегулятора в сфере экономической безопасности, защищенность связи крайне важна).

Почему это важно? БЭБ считается одним из приоритетных проектов президента. Проекту включен режим максимального содействия и благоприятствования — ради запуска новой структуры в сжатые, меньше, чем за полгода, сроки — пришлось пойти даже на публичные скандалы и небесспорные условия конкурса. Однако даже при максимальном содействии президента и ОП, турборежим работает с перебоями: запуск БЭБ уже пришлось перенести на два месяца, возможно, будет еще перенос. Здесь может быть урок для власти: создание такой структуры требует времени даже без палок в колеса от чиновников. А эти палки обязательно будут. Туробрежим — хорошо, но он не всегда полезен и даже возможен. А, возможно, у нас чересчур много ненужной бюрократии.

Показать ещё новости
Радіо NV
X