Какой должна быть налоговая реформа

0 комментировать

Налоговая реформа в Украине частично была уже воплощена в 2010-2012 годах, когда мы всем обществом приняли важное решение по объединению правил налогового учета с бухгалтерским

Очень важное фундаментальное изменение, которое дает возможность интерпретировать хозяйственные операции с точки зрения экономических правил, обмозгованных и внедренных во всех экономически развитых странах (национальную изюминку в виде П(С)БУ игнорируем).

Таким образом, мы справедливо вырвались из больного воображения налоговиков, которые на свой вкус интерпретировали являются ли расходы, понесенные предприятием, «связанными с хозяйственной деятельностью» или нет? Теперь есть «операционная» деятельность с достаточной широтой интерпретации.

Сегодня на просторах Министерства финансов Украины, профильного комитета ВРУ и общественных организаций «Нова країна» и других живо обсуждается проект следующей налоговой реформы. Очевидно, общество накопило достаточно претензий к действиям налоговых органов и их роли в обществе и имеет право на изменения, так как ДФС исторически в своей ипостаси давно ушла в космическое пространство и потеряла связь с первородной задачей – обслуживать интересы общества. Если провести опрос «Какие проблемы решает ДФС в вашей жизни?» мало кто сомневается, что 90% ответов будет «ДФС не решает, а создает проблемы». И это вкратце правда.

Административная функция ДФС подлежит коренному пересмотру. Второй блок изменений касается реформирования Налога на прибыль предприятий. Суть реформы в простом – давайте не будем платить налог на прибыль по принципу начисления, а будем платить в момент ее распределения собственникам в виде дивидендов. Таким образом, собственник решает платить налог или нет, потому как решение о распределении дивидендов в негосударственных предприятиях находится в полномочиях собственника такого предприятия. Очевидно, что желающих платить будет ничтожно мало. Проблема «они все там воруют» никуда не денется, то есть подчеркну, что мотивов платить не добавится. Главная цель реформы – иметь законные основания вообще не платить налог. И мы получаем дыру в бюджете в сумме 9,76% доходной части бюджета или 35 млрд грн на 01.09.2016.

Это главная преграда для принятия изменений. Минфин борется и придумывает как компенсировать дыру, чтобы пойти навстречу общественности. Обобщим фундаментальные проблемы с принятием налога на распределенную прибыль:

1) мотивы для уплаты налога бизнесом нивелируются практически полностью, у нас это идеологический вопрос - «зачем платить если они там все разворуют»;

2) желание оптимизировать НДС и все тот же налог на будущую распределенную прибыль не исчезает, соответственно, нет уверенности что прибыль будет накапливаться и в последующем распределяться, как и раньше существование налоговых ям никак не будет затронуто;

3) принудительный подход к уплате налога заменяется на добровольный, экономические мотивы платить налог как отсутствовали, так и будут отсутствовать (не удивляйтесь, такие мотивы могут существовать, о чем идет речь ниже);

4) зависимость уплаты налога от субъективных ожиданий и мировоззрения собственника, что не является устойчивым источником дохода государственного бюджета в будущем;

5) вопрос справедливости уровня ставки налогообложения в проекте реформы даже не обсуждается, что свидетельствует об искажении восприятия налога бизнесом. То есть, «сколько отдавать» мы не обсуждаем, следовательно, 18% - это «нормально», но рассмотреть сценарий снижения ставки до 10% и платить меньше – «не вариант». Следует признать, что в бизнесе, который не сильно зависит от НДС, реформа окажет положительный эффект. Например, экспортно ориентированные предприятия.

Но на развитие внутреннего рынка влияние будет очень косвенное из-за необходимости оплаты НДС. Если мы не хотим платить налог на прибыль, откуда появится желание платить НДС? Как мы все прекрасно знаем, главный тормоз в привлечении иностранных инвестиций находится далеко не в сфере налогообложения. Поэтому есть серьезные сомнения, что после изменения принципов налогообложения пойдет прирост прямых иностранных инвестиций.

Механизм налогообложения прибыли через распределение дивидендов присущ маленьким экономикам, например, Эстонии с 1,3 млн жителей. Крупные и экономически развитые страны не используют такой подход (см п.1. выше). Вернемся к причинам внедрения налога на распределенную прибыль. Главные идеологи-лоббисты ставят целью оставить деньги бизнесу, реинвестировать в развитие.

Развитие бизнеса, или в плоскости банковской терминологии, проектное финансирование, может осуществляться:

- за счет инвестиций собственника, одним из инструментов которого является реинвестирование дивидендов;

- за счет банковского кредитования;

- за счет привлечения капитала на рынке (венчурное финансирование, продажа акций и т.д.);

- экзотика, что-то вроде субсидий, государственной поддержки и других марсианских технологий, не имеющих ничего общего с планетой Украина. Мы видим сегодня, что банковское кредитование в силу огромного количества причин свернулось. Здоровая или даже выздоравливающая экономика и банковская система не кредитовать не могут!

Поэтому отсутствие кредитования – временное явление. Реформы банковского сектора принесут свои плоды. Но есть еще законы, которые следует изменять для завершения банковских реформ, в первую очередь, это защита прав кредиторов и эффективное судопроизводство. Мы на пути изменений. Высокие процентные ставки на кредиты принуждают бизнес пользоваться как можно меньшим объемом ликвидности. Оборачиваемость капитала в Украине исключительно высокая, так как лишняя ликвидность сразу выводится из бизнеса. Поэтому бизнес и говорит о трудностях уплаты налогов – платить 20% (условно) рабочего капитала одним платежом в качестве налога на прибыль очень заметно и больно. Не нужно путать отсутствие ликвидности с отсутствием прибыли! Если есть необходимость платить налог на прибыль, рассчитанного по общепринятым в мире правилам бухгалтерского учета, а денег нет, то проблема смещается в плоскость финансовой! Мы обсуждаем необходимость налоговой реформы через призму низкой ликвидности, недоступности или дороговизне источников заемного финансирования для поддержания ликвидности!

В случае принятия правил налогообложения на этапе распределения прибыли бизнес столкнется все с той же проблемой отсутствия ликвидности, и он будет мотивирован снизить уровень распределения, как следствие искусственно ограничить платежи по налогу на прибыль. Неразвитый инвестиционный сектор финансового рынка исторически в состоянии анабиоза. Требуется новый уровень реформ корпоративного управления, защиты миноритариев, работы бирж, банковских технологий для обслуживания биржевых, инвестиционных сделок и т.п., к которому мы даже не приступали.

Самым крупным источником проектного финансирования является банковское финансирование. Оно в несколько раз может превышать инвестиции в капитал. У банков норматив адекватности капитала – 10%, то есть на 10 единиц капитала можно привлечь 90% заемных. В разных отраслях, таких как ИТ такой же норматив может иметь нормальное значение на уровне 1%. Значит, корень проблемы по уплате налога на прибыль компаний в ограниченной ликвидности, а не в высоких ставках или времени уплаты – по начислению по результатам года или в момент распределения.

Любой уважающий специалист кроме живописного описания проблем должен предложить варианты их решения. Я не буду исключением. Вы слышали про дискретную ставку налога на прибыль? Я нет. Я ее придумал. Суть ее в следующем: минимальная ставка налога на прибыль составляет справедливую 10%. Исторически во многие века десятина была тем принципом взимания налогов, который укоренился на подсознательном уровне. Мне лично она нравится. Можно обсудить любую другую – хоть 5% или 7%, главное достичь общественного консенсуса – бизнес должен сказать, что 10% (5% или 7%) это справедливо по отношению к самому бизнесу и обществу, бизнес готов платить налог с прибыли на этом уровне.

Это важно, чтобы бизнес-сообщество в результате как можно более широкого обсуждения самостоятельно согласилось с минимальным налогом в силу, в первую очередь, моральных принципов, а не навязанных требований Закона. Без налогов мы получим украинское Сомали. Там ведь нет налогов, но мы ведь не хотим Сомали. Значит этот болевой порог нужно нащупать и осознать. Это супер важно! Бизнес может платить налог по более высокой ставке по самостоятельному решению. В этом и состоит суть дискретности. Я хочу заплатить 15% или 25% или 45% со своей прибыли, у меня должна быть такая возможность. Сразу отпадает необходимость проверки налоговыми органами плательщика налогов, который платит налог по ставке выше минимальной.

Так как в задаче на проверку должна стоять необходимость обосновать более высокий уровень прибыли «которую спрятали» с отсутствием мотивов для уклонения. Мы сразу говорим, что надзирательная и репрессивная функция органов налоговой службы по своей сути просто-напросто исчезает! Как вам такой пассаж? Согласны? Многие скажут, что ввиду политических причин вероятность «обнуления» прав налоговиков не велика, но ведь системный и фундаментальный характер изменений все же дадут свой эффект на пересичного бизнесмена! Идем далее. Почему бизнес захочет платить налог по ставке выше минимальной? А здесь и состоит задача государства создать бизнесу такие условия, в которых бизнес сам согласится платить больше!

Кто не хочет иметь дела с государством, считает, что он не получает никакой поддержки для своего развития, пожалуйста, плати справедливый минимум. А кто хочет получить что-то большее от государства – будьте добры, платите больше. Этим «большим» может быть:

1) Приоритетная закупка товаров/работ/услуг за счет средств государственного бюджета у предприятий с наибольшей налоговой нагрузкой. Сразу оговоримся, что мы не должны основываться на оценке налоговой нагрузки исключительно если ставка налога выше минимальной, а в комплексе анализируем эффективность налоговой нагрузки по отношению к количеству работников, объема продаж и тп. То же самое касается следующих предложений.

2) Механизм рефинансирования кредитов Центральным банком, выданных коммерческими банками предприятиям с налоговой нагрузкой определенного уровня. Ставка рефинансирования – 5%. Автоматически предприятие снизит процентную нагрузку и стремительно улучшаться условия кредитования, а значит и перспективы развития! Как правительство компенсирует разницу Центральному банку между ставкой рефинансирования и инфляцией - отдельный механизм, который можно расписать дополнительно.

3) Пенсионеры. Это люди, которые составляют 25% населения нашей страны. Это те, кто 90% голосовал за независимость в 1991 году. Это те, кто получает мизерную пенсию 1208 грн/мес и живет нищим. Это те, кому мы должны помогать независимо от любых обстоятельств! Пенсионный фонд хронически недофинансирован и подпитывается из бюджета. Давайте сделаем пенсионеров движущей силой и экономически активной частью населения. Нужно вернуть пенсионерам НДС с тех покупок, которые они делают через РРО в магазинах. Технологии идентификации через банковские карточки уже даже внедрены в Украине, реализовать это сложно, но возможно.

Мы должны мотивировать пенсионеров покупать товары, которые промаркированы зеленым квадратиком. А зеленый квадратик получит тот производитель, который [ ПРАВИЛЬНО !] платит налоги на необходимом уровне! Мы повысим содержание пенсионеров, оставим пенсии на счетах в банках, создадим условия для развития каналов продаж в отдаленных регионах, заставим предприятия-производителей выходить из тени, так как очевидное преимущество получат те, кто платит налоги! Сравните эффект дискретной ставки налога на прибыль с существующими фундаментальными проблемами взимания налогов. Оцените экономические мотивы платить налог по прежней ставке 20%, но уже добровольно!

Главный вектор приложения усилий – развитие внутреннего потребления, здесь Украина не зависит от внешних факторов, в том числе от кредитов МВФ. Рассматривайте «большее» как идеи. Так как идей может быть больше. Безвыходных ситуаций не бывает. Нужно меняться и внедрять экономические стимулы, материализовать выгоду от уплаты налогов. Тогда все будет хоккей! Удачи!


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: