Автострахование в Украине. Какие страховки покупают, как будет развиваться рынок

24 декабря 2021, 11:20

Пандемия не может не сказываться на мобильности людей и специфике использования различных средств передвижения. Растет актуальность использования собственного автотранспорта для тех, кто не может работать удаленно.

Там, где авто, там и страхование. Без надежной страховки использование авто в нашей стране чревато неприятными последствиями.

КАСКО — спрос в Украине

КАСКО остается в числе популярных продуктов страхования в Украине. Все крупные страховщики предлагают его различные варианты. После многих лет тестирования всевозможных вариантов усеченного КАСКО можем констатировать, что среди наших клиентов пока популярно либо самое полное и дорогое покрытие «КАСКО Все включено», либо самое дешевое «Прямая защита».

Видео дня

В Украине средний возраст авто превышает 20 лет

На протяжении 5 лет, предшествовавших пандемии, частота наступления страховых событий по КАСКО в нашем портфеле находилась примерно на одном и том же уровне, с небольшим трендом к снижению. В 2020 году во время первого карантина частота значительно снизилась, поскольку многие люди сидели дома и соблюдали карантин. Но начиная с июня 2020 года и по настоящее время, мы наблюдаем постоянный рост частоты наступления страховых событий. При этом во втором полугодии 2021 года частота уже превысила показатель за аналогичный период в 2019 году. Одна из основных предполагаемых причин такого роста — люди активно используют личный автотранспорт в условиях ограничений общественного.

В Украине мы не наблюдали такого драматического падения интенсивности использования авто, как в США и Европе. У нас не было таких жестких и длительных карантинных ограничений, как там. Кроме того, значительно меньше людей в Украине могут позволить себе работать удаленно. В целом, с точки зрения автострахования мы не наблюдали никакого падения спроса на эту услугу либо пересмотр условий действия покрытия, включая досрочное прекращение действия полисов, с которым столкнулись западные страховщики.

Сравниваем с Европой

В большинстве европейских стран в 2020 году премии по моторному страхованию либо не росли, либо снизились (например на 4% в Италии, на 10% в Латвии). В Швеции, где локдаун в 2020 году вообще не вводился, премии выросли на 4%. В Украине за тот же период премии по КАСКО выросли на 5%, по ОСГО — на 20%.

Поэтому для украинских автовладельцев автострахование остается актуальным и спрос на него будет расти, хотя в целом проникновение добровольного страхования в Украине все еще ниже европейского уровня. Так, в Украине полисами КАСКО защищено только 3 — 4% от зарегистрированных и активно эксплуатируемых авто. В Германии, например, этот показатель стремится к 50%.

Почему не страхуют?

Причин все еще низкого проникновения страхования КАСКО несколько. Основная — возраст автопарка. В Украине средний возраст авто превышает 20 лет. То есть относительно нестарых автомобилей очень мало (всего около 5% автомобилей имеет возраст до 5 лет). В основном КАСКО страхуют владельцы автомобилей возрастом до 10 лет. Со временем эта ситуация будет меняться, парк будет молодеть и все большее числе автовладельцев будет задумываться о страховании.

Вторая причина — это стоимость страхования КАСКО. В Украине средняя премия по КАСКО оставляет около 1 тыс.евро., в то время как в Европе около 300 евро (от 100 до 600 евро в зависимости от страны). Такая разница обусловлена в первую очередь разницей в покрытии ОСГО (MTPL), которое в Европе значительно шире и полностью покрывает расходы на ремонт авто пострадавшего при ДТП по вине страхователя.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Средняя стоимость ОСГО в Европе — более 200 евро, в то время как в Украине — менее 30 евро. КАСКО в Европе, как правило, является дополнением к ОСГО и может покрывать как ограниченные риски — полную гибель и угон, так и все риски с небольшими франшизами. Там очень редко покупают страховку с нулевой франшизой, которая очень популярна в Украине. Средняя франшиза в странах западной Европы составляет 500 евро, что значительно удешевляет стоимость страхования.

Прогноз на будущее

Со временем в Украине ситуация также будет меняться. С принятием новой редакции Закона об ОСГО, расширением лимитов и покрытия, а также ростом стоимости полиса ОСГО до европейского уровня, КАСКО будет все больше играть роль дополнительного покрытия к ОСГО. Будет расти популярность ограниченного покрытия и, соответственно, будет снижаться его стоимость.

Отдельный тренд — это углубление сегментации при тарификации. Страховщики будут со временем предлагать более справедливые цены для хороших клиентов, более точно оценивая риски с использованием многочисленных параметров, которые в данный момент либо не используются, либо используются ограниченно. Например, предыдущую историю убытков автовладельца, среднегодовой пробег авто, различные телематические данные.

Мы также верим в рост популярности телематических продуктов. Как с Pay-As-You-Drive, так и с Pay-How-You-Drive подходом. Сейчас в Украине спрос на них не очень высокий, в первую очередь потому, что рынок по-прежнему очень фрагментирован, на нем много непрофессиональных игроков и, соответственно, разброс цен очень велик. Зачем покупать продукт с телематикой, позволяющий получить 25% скидки, если можно просто купить ОСГО или КАСКО в 2 — 3 раза дешевле? Со временем, по мере роста профессионализма рынка, когда разброс цен будет 20 — 30%, а не 2 — 3 раза, телематические продукты приобретут гораздо большую популярность.

Что касается потенциала рынка автострахования в Украине, он достаточно большой, и связан, в первую очередь, с ростом количества автомобилей, которое по-прежнему невелико в сравнении с другими странами в пересчете на количество населения. Так, в Польше в три раза больше автомобилей, чем в Украине (а населения там меньше).

Значительное влияние на рынок автострахования в будущем будет оказывать постепенный переход к использованию электротранспорта, а также car sharing и self driving cars (автономные авто). Поэтому страховщикам есть над чем работать, чтобы подготовиться к этим вызовам в будущем.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X