Есть ли на что надеяться? Какой будет новая программа поддержки авиаотрасли

16 февраля 2021, 15:10

Минстратегпром опубликовал проект Программы развития авиапромышленности до 2030 года. Основные выводы и угрозы документа.

Процитирую проект «Государственной целевой научно-технической программы развития авиационной промышленности на 2021-2030 годы»:

«Реализация задач и мероприятий Программы-2030 будет способствовать восстановлению подоходного полномасштабного серийного производства гражданских самолетов и освоению производства вертолетов в Украине, созданию условий для сохранения определенной доли рынка авиаперевозок для отечественных производителей, росту объемов сбыта продукции авиастроения и соответствующих поступлений в бюджеты, а также началу международных проектов по созданию кооперированного производства отечественной авиационной техники за рубежом».

Видео дня

Я сразу вспомнил, что первый драфт этой программы, который мы разрабатывали в Укроборонпроме по поручению руководства государства в 2019 году, был кардинально другим. Тогда главным акцентом было обеспечение органического развития авиапромышленности без значительного привлечения бюджетных средств, запуск действенных механизмов государственно-частного партнерства, глубокая диверсификация производства и кооперация с глобальными производителями. Если в классических «постсоветских» государственных целевых программах пропорция государственного и негосударственного финансирования была 70:30, то в проекте, который мы готовили в Укроборонпроме, пропорцию обратили — условно 30:70, руководствуясь рыночными принципами и понимая, что бюджетный подход к обеспечению государственных программ — это путь в никуда. Минстратегпром этот принцип нарушил.

скриншот автора
Фото: скриншот автора

Когда мы работали с проектом Программы, то сторонниками нашего рыночного подхода были Минэкономразвития, как главный ЦОИВ, и лично премьер-министр Украины. В лагере сопротивления — «производственники» времен Минпромполитики, отдельные одиозные руководители подотчетных нам предприятий, профильные ассоциации и профсоюзы, а еще — нынешний глава Министерства по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины господин Уруский. Важной относительно этой темы была пресс-конференция в ноябре 2019 года, когда производственники навязывали обществу тезис об упадке авиапрома из-за некачественного кадрового подхода со стороны Укроборонпрома, правительства и всех, кто «не с нами». На той пресс-конференции и после нее атака производственников продолжалась по всем фронтам. Нынешний временный руководитель ГП «Антонов» господин Бычков запомнился мне и журналистам тогда своими агрессивными выкриками из зала.

Это произошло в то время, когда в Концерне сформировалась мощная команда аналитиков, оперировавших только фактами, и вскрывавших гнойники многолетнего ручного управления авиацией.

Но вернемся к анализу документа. «Программа ... будет способствовать восстановлению подоходного полномасштабного серийного производства гражданских самолетов и освоению производства вертолетов в Украине». Давайте раскладывать: самолеты — это приход «Антонова» и целого ряда отечественных предприятий, а вот вертолетную тематику осваивает Мотор Сич. Их вертолеты — это советские (российские) Ми-8. Модифицируй — не модифицируй, а все равно планер остается made in Russia. Учитывая, что на доведение самих вертолетов, а еще двигателей для модификаций Ми-8, авторы просят миллиарды бюджетных гривен, возникает вопрос: зачем налогоплательщикам дотировать отдельно взятую (пусть и самую большую в области двигателестроения) акционерную компанию с таким странным и многогранным прошлым, как АО «Мотор Сич»?

Программа-2030 предусматривает запуск серийного производства гражданских самолетов. Военные, очевидно, должны закупать иностранную технику? Тогда это должно быть отражено в Стратегии развития воздушных сил до 2035 года, до сих пор находящейся в разработке. Там надо черным по белому прописать — военным отечественных самолетов не дождаться.

Как будут коррелировать амбиции Программы-2030 с корпоратизацией и созданием аэрокосмической акционерной компании во главе с ГП Антонов, цели и задачи которого будут определяться наблюдательным советом, а не правительством, президентом и парламентом? Представим, что тренды мирового авиастроения предусматривают строительство военно-транспортных самолетов, в кооперации с GE по двигателям, например.

Также интересно определение авторами одной из проблем упадка отрасли как «сокращение емкости и изменения структуры рынка авиационных перевозок на территории Украины и стран СНГ», и полное игнорирование причины этой проблемы — войны со стороны России против Украины, которая и спровоцировала переориентацию рынков и разрыв цепочек снабжения.

Угрозы, заложенные в проекте Программы-2030, следующие:

1. Программа смещает акценты в сторону госбюджетного финансирования пропорции государственный бюджет 55%: другие источники 45%), что является заранее проигрышным вариантом и откатом в прошлое. Нужно кардинально пересмотреть этот принцип, и зарезервировать гораздо больше негосударственных источников обеспечения Программы.

2. Программа предусматривает несколько сотен НПА, а также технических регламентов, и не показывает основные их направления, а еще не раскрывает выгодоприобретателей. Это опасно, учитывая, что значительная часть средств может быть направлена безвозвратно в частный сектор.

3. Программа не дает ответ на вопрос: сколько денег заработает авиапром для бюджета Украины в случае 100% выполнения? Какова ответственность выгодоприобретателей за невыполнение мероприятий Программы? Грубо говоря, есть ли окупаемость Программы и какое требуется на это время?

4. Программа играет с операционными показателями отрасли в гривне и долларах, создавая ложное представление об ожидаемых результатах.

5. Программа не описывает и не определяет четкие цели и задачи частного и государственного секторов экономики.

Очень надеюсь, что министр Уруский понимает важность и необходимость внедрения Программы поддержки авиапромышленности с учетом требований и реалий рынка, а не только на базе старых проверенных тезисов о «государственной помощи». Какую бы версию Программы не приняли на Кабмине, она ничего не стоит без дорожной карты, основанной на анализе состояния отечественного авиапрома и опыте ведущих стран.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X