Уроки Виноградаря: канализационные сети Киева тоже устали

30 июля 2020, 14:30

Сегодня более 30% киевских канализационных сетей находятся в аварийном состоянии. Где взять деньги на ремонт?

Недавнее разрушение коллектора на Виноградаре в очередной раз напомнило нам о том, чем грозит изношенность канализационных сетей. Для выполнения ремонта приходится ограничивать водоснабжение жителей, а если аварийный участок находится под проезжей частью, то и перекрывать движение транспорта. Это не первая и не последняя, к сожалению, авария. На сегодня более 30% киевских канализационных сетей находятся в ветхом и аварийном состоянии.

Видео дня

Главная причина аварий последних лет — газовая коррозия, из-за которой разрушаются железобетонные конструкции камер. Большинство коллекторов в Киеве строилась в 60−80 годы, тогда единственным материалом, который использовался при таких работах, был железобетон. Этот материал хорошо подходил для возведения всех гидротехнических сооружений, кроме, как оказалось, сетей канализации, ведь канализационные стоки являются очень агрессивной средой, и в результате действия газовой коррозии бетон очень быстро разрушается.

Стоит заметить, что как водопроводные, так и канализационные сети в Киеве строились из расчета на значительно большее водопотребление, чем сейчас, поэтому стоки в сеть водоотведения поступают более концентрированными, что провоцирует быструю коррозию бетона. Кроме того, причинами износа сетей является физическое старение из-за большого срока эксплуатации, неблагоприятных гидрогеологических условий, механико-физического воздействия (подвижность грунтов, движение тяжелой техники и т. д.).

За последние 8 лет на канализационных коллекторах большого диаметра произошло 14 масштабных аварий, время ликвидации которых составляло от 2 недель до 6 месяцев. Аварии были и в прошлом году — на Голосеевском и Мостицком коллекторах.

Как сети дошли до такого состояния?

Со времен развала СССР на водопроводных и канализационных сетях города выполнялись только аварийные ремонты, а плановая перекладка практически не велась. В 2016 г. финансовая ситуация водоканалов в Украине несколько стабилизировалась, благодаря чему в частности у Киевводоканала появилась возможность активизировать плановые ремонты. Однако, чтобы компенсировать годы, когда этого не делалось, теперь нужно гораздо больше средств и времени.

Так, сейчас в столице потребность в перекладке водопроводных и канализационных сетей вместе достигает 100 км. В то же время нынешняя тарифная политика предусматривает финансирование ремонтных программ на уровне, который позволяет Киевводоканалу восстанавливать лишь около 30 км в год (плановые и аварийные ремонты вместе).

Что делается сейчас?

В соответствии с Программой ремонта на аварийно-восстановительные работі на канализационных сетях Киевводоканала в 2020 году предусмотрено 34 млн грн. Капитальный ремонт не запланирован, потому что он очень дорогой, и сейчас на это нет средств. Дороговизна объясняется тем, что за счет рельефа Киева, глубина залегания коллекторов составляет до 10 м, а то и больше. При таких условиях, осуществление работ требует дополнительных этапов, что существенно удорожает стоимость работ.

Мы стараемся действовать на опережение, делать санацию наиболее аварийных участков с использованием современных полимерных материалов. Канализационные камеры планово ремонтируются, проводятся работы по нанесению специального коррозионностойкого материала.

Так, в рамках Программы экономического и социального развития Киева за последние 3 года состоялась реконструкция коллектора по ул. Борщаговской, строительство второй нитки главного городского коллектора, реконструкция коллектора по Оболонскому проспекту, а в рамках Инвестиционной программы — реконструкция канализационного коллектора по ул. Зодчих и реконструкция 10 канализационных насосных станций.

В этом году планируется ввод в эксплуатацию обновленного участка Сырецкого коллектора, участков коллекторов в Голосеевском и Шевченковском районе.

В 2020 году продолжаются работы по реконструкции Шлихтеровского коллектора, что обеспечивает отвод стоков жилых массивов Левобережный, Русановка, Березняки, а также Ново-Дарницкого коллектора для обеспечения надежного водоотвода жилого массива Левобережный и нескольких поселков-спутников. Кроме того, продолжается строительство Юго-Западного канализационного коллектора, который обеспечит жителей Голосеевского и Святошинского районов надежным канализированием.

Где взять деньги на большее?

Сейчас ни один водоканал в Украине не имеет достаточного количества денег на обновление всех сетей, требующих ремонта и замены. Конечно, у нас есть инвестиционные программы за счет тарифов, но средства, предусмотренные ими, являются мизерными по сравнению с масштабами необходимых работ.

Где взять суммы на глобальное обновление водопроводно-канализационных сетей не понятно. Потому закладывать эти расходы в тариф — нереально и несправедливо по отношению к потребителям, что и так имеют не очень высокую платежеспособность. Как вариант — под гарантии правительства государство могло бы привлекать длинные и дешевые кредиты от мирового сообщества.

Финансировать соответствующие проекты, кроме водоканалов, должны и городские бюджеты, и государственный бюджет на определенных условиях.

Важным механизмом финансирования реконструкции сетей может стать стимулирующее тарифообразование — так называемое RAB-регулирование. Это позволит внутренним инвесторам вкладывать средства в обновление сетей, при условии, что будут реальные гарантии их возврата.

И, в первую очередь, к решению ситуации должно присоединиться государство. В частности, нужно завершить разработку и принять проект закона «О канализации в Украине», на основе которого принять программу финансирования реконструкции канализационных сетей и объектов очистки сточных вод.

А пока общество четко не сформулирует, какими деньгами решать вопрос замены сетей, мы будем жить на пороховой бочке и должны быть готовы к очередному провалу канализационных коллекторов.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X